На суше и на море

Общество

На суше и на море

На суше и на море

Орловский художник Валерий Ефимов отметил 70-летний юбилей. Пока мы общались с Валерием Николаевичем, куда-то подевались несколько часов. Сложно поверить, что столько событий, знаковых встреч и путешествий может вместиться в одну жизнь. Тем не менее во всех жизненных переменах неизменным оставалось одно – Валерий Ефимов всегда оставался верен себе, своему внутреннему огню, который и заставляет его постоянно двигаться вперед.

Орел послевоенный

Предки Валерия Ефимова жили в Орле как минимум последние 150 лет.

– Можно сказать, что я врос в эту землю, – говорит он. – Хоть у меня появилась и вторая родина – Дальний Восток, в Орле всегда словно жила часть моей души.

На суше и на мореБудущий художник то ли по иронии, то ли по знаку судьбы родился в здании, где теперь располагается музей Тургенева – во время войны там был родильный дом. Родители Валерия Николаевича поженились в разгар оккупации, когда обоим было по 17 лет – молодоженов не угоняли на работу в Германию.

Молодой отец смог подержать ребенка на руках всего один вечер. Мальчик родился после освобождения города и после того, как 18-летний отец, приписав себе пару лет, отправился добровольцем на фронт. Когда эшелон с новобранцами, который формировался далеко от нашего города, проезжал на малом ходу через Орел, отец будущего художника ушел в самоволку. Он спрыгнул с поезда и зимой босиком пришел домой, чтобы повидать жену и новорожденного сына, а затем догнал свой поезд.

Через несколько месяцев он погиб на Карельском фронте.

Дед Валерия Николаевича тоже не вернулся. Репрессированный в 1937 году первый председатель колхоза в Сабурово, с приговором «10 лет без права переписки», в 1945 году, уже после Победы, дед, которого считали давно расстрелянным, внезапно появился на пороге родного дома. Оказалось, что из сталинского лагеря его На суше и на моресначала отправили на фронт искупать вину кровью. Затем, отличившись, он попал то ли в денщики, то ли в адъютанты к какому-то генералу, а теперь сопровождает генеральских жен в Германию на какую-то конференцию. Ему удалось отпроситься в увольнение, чтобы повидать семью в Орле. «Война кончилась, скоро вернусь – заживем», – сказал дед на прощание. Вскоре он пропал без вести в Германии.

– Так что рос я после войны хулиганьем и безотцовщиной, как и многие-многие ребята тогда, – вздыхает художник. – Карманы у нас были все время набиты железками, гильзами, осколками гранат, медалями… Тогда медали почти у всех были – детям отдавали играть. Мы играли в подбитых танках, которые еще долго стояли в городе по берегам Оки… После войны многие соседи-фронтовики возвращались инвалидами – просто обрубки человека. По утрам мы выкатывали их на Красный мост, где они побирались. У кого остались руки, играли на балалайках или гармошках: «Ах, зачем я на свет появился, ах, зачем меня мать родила?». А когда я был совсем маленький, мать и бабка, уходя на работу, оставляли меня в только что открывшейся после войны библиотеке им. Горького. Так я тайком от библиотекаря раскрашивал в книжках черно-белые картинки – видимо, тяга к художественному творчеству проявилась таким образом… В брошенных квартирах мы с мальчишками находили книги и приносили их в новую библиотеку. Так что воспитывала меня не только улица, но и книги…

Из стиляг в комсомольцы

Семья Ефимовых жила на ул. Ленина, 15. Первые азы художественного творчества Валерий Николаевич постиг в изобразительном и музыкНа суше и на мореальных кружках в Доме учителя, уничтоженном теперь.

Страстная художественная натура не позволяла быть обычным школьником – в старших классах Валерий, как тогда говорили, «заделался стилягой». Он со смехом рассказывает, как носил невообразимые прически типа «кок», разноцветные сильно приталенные пиджаки подпольного пошива, ботинки с кустарным способом прибитыми каблуками.

Все кто ждет победы переходим на сайт ПЕРЕЙТИ

– Где сейчас скверик у Александровского моста, рядом с легендарной Алексеевской булочной, находилась стенгазета «Прожектор комсомола», в которой бичевали пороки молодежи. Так вот, фото, где я с разрезанными брюками-клеш или отрезанным галстуком, там не раз мелькали… Правда, позже, уже после армии, на орловском худграфе, я стал комсомольским активистом – любил быть там, где происходило самое интересное. В то время мы активно общались, кстати, с Геннадием Зюгановым, он тоже учился в то время в пединституте, но на другом факультете, и тоже был комсомольским активистом.

Во время службы в армии Ефимову удалось побывать даже у берегов Кубы. Это было во время Карибского кризиса. Он попал в элитную псковскую дивизию, где из солдат ускоренными темпами, по словам Валерия Николаевича, готовили безжалостных убийц. В какой-то момент их подняли по тревоге, отвезли в порт, погрузили на корабли с запретом выходить на палубу. Будущий художник провел больше месяца, не видя солнца, в недрах корабля, в жутких условиях, на тропической жаре.

После почти чудом Ефимов попал в глубоко засекреченные тогда космические войска. По его словам, причиной тому – забавный случай.

– Меня перед армией второй дед обучал так: «Вот построят вас в первый раз, старшина будет по списку вызывать, солдаты какой профессии требуются, ты даже не жди, сразу выходи». И вот стоит старшина перед нашим строем. Начинает зачитывать: «Требуется…» Я – шаг из строя: «Я!» «…художник», – заканчивает он. Так я и стал художником, – смеется Валерий Николаевич. – Тогда надо было всего лишь нарисовать газету, но, видимо, сведения о том, что я умею рисовать, где-то в досье остались.

Сердце Дальнего Востока

Ефимов служил в Звездном городке, когда космическая эра только начиналась, летали первые космонавты: Терешкова, Леонов, Титов. Ему нужно было копировать с фотографий портреты космонавтов, чтобы эти изображения затем размножали литографическим способом и распространяли по всему СНа суше и на мореоюзу. Валерию Николаевичу приходилось не раз общаться с легендарными космонавтами и лично.

Когда художник вернулся в Орел, то устроился на завод и сразу же стал участвовать в самодеятельности – играть в заводском оркестре. Потом несколько человек, и Ефимов в их числе, организовали первый в Орле джаз-бэнд. Они играли в кинотеатрах перед сеансами, в только что открывшемся кафе «Отдых» и были одними из самых влиятельных людей в городе.

– В 60-х по вечерам перед «Отдыхом» стояла многометровая очередь – молодежь так хотела попасть в это модное тогда место. Когда мы шли на работу, нас дергали за рукава и умоляли провести с собой.

В этом кафе Ефимов и познакомился с одним из маститых орловских художников. Тот взял с него слово, что он придет поступать на худграф. Валерий привык держать слово и в 1966 году поступил. Его дипломным руководителем был Андрей Курнаков. После окончания института молодой художник попал по распределению в Петропавловск-Камчатский. Вскоре он перевез туда семью, и на ближайшие сорок лет Дальний Восток стал его домом, а основными темами в творчестве – освоение Камчатки, ее прошлое и На суше и на моренастоящее, жизнь коренных народов, порты, вулканы. Были в его жизни и творческие командировки по всему миру, и многочисленные выставки. Сегодня один из залов краеведческого музея в Петропавловске-Камчатском посвящен творчеству Валерия Ефимова. Даже через десять лет после его отъезда Ефимова помнят – здесь прошла юбилейная выставка художника. А вот на родине, в Орле, юбилейной выставки он так и не дождался… (Прим. ред.: «Орловская среда» в меру своих возможностей восполнит этот пробел. С творчеством Валерия Ефимова орловцы могут познакомиться на страницах нашей газеты (см. стр. 16).

Три года художник жил в Америке, на Аляске, занимался там реставрацией старинных православных храмов.

– Уезжал я из Советского Союза, а вернулся в Россию, – усмехается он.

По его собственному признанию, в какой-то момент его неудержимо потянуло на малую родину. Оставив на Камчатке работу, известность, взрослых детей с внуками, Ефимов с женой вернулся в Орел. Отдельный цикл его картин посвящен Орловщине, ее истории и культуре.

– Признаться, до сих пор я иногда сомневаюсь, правильно ли поступил, – говорит он, пока мы спускаемся по Ленинской. – Здесь совсем другой менталитет, другие люди. На Дальнем Востоке важнее всего взаимовыручка, теплые человеческие отношения, честность и открытость… Все, кто когда-то жил или работал на Камчатке, помнят ее до конца жизни, до конца жизни поддерживают друг друга… Да и дети крутят пальцем у виска, зовут обратно… А! Вот он, дом, в котором я жил с детства! А вон там, в кинотеатре «Октябрь», я в молодости играл…

Елена Маслова

Все кто ждет победы переходим на сайт ПЕРЕЙТИ
Оцените статью
Орловская среда
Добавить комментарий