Ну, Мальта, привет тебе от Орла!
Это была первая фраза, которую произнес актер муниципального театра «Русский стиль» имени Бахтина, заслуженный артист России Сергей Фетисов, ступая на мальтийскую землю с трапа самолета. Ему, никогда не выезжавшему за рубеж, предстояло провести здесь пять съемочных дней. О том как проходили съемки фильма «Иуда Искариот», и о своих впечатлениях, актер рассказал Людмиле Васильевой.
— Сергей Васильевич, как вас занесло на этот благословенный остров?
— Представьте себе, самым удивительным образом. Кинорежиссер Татьяна Воронецкая решила экранизировать повесть нашего земляка Леонида Андреева «Иуда Искариот», а осуществить этот проект доверила своему сыну – выпускнику ВГИКа Андрею Богатыреву. Я снимался в первом его фильме, а недавно он предложил мне роль Понтия Пилата.
— Но в повести у этого персонажа всего несколько слов!
— Да, но каких! Пилат понимает, что Иисус не виноват, и должен принять решение о его участи. Разъяренная толпа требует, чтобы несчастного распяли, и Пилат прислушивается к голосу обывателей, которым ненавистно все, чему учит Христос. Он принимает решение о казне. Представляете, сколько эмоций и чувств можно вложить в эти несколько слов? Гнев и презрение, страх и сострадание к жертве, напряженность ожидания, некоторая растерянность, отчаяние — и это еще не всё, что переживает мой герой. Да, роль маленькая, но значимая, её можно сделать объемной, жизненно наполненной. Я это понимал. Но как выразить все эмоции, все, которые захлестывают Пилата: быструю смену его мыслей и состояний через такой немногословный текст?
— И вам удалось это сделать?
— Не мне судить. Режиссер дал мне полную свободу для импровизации, и я не ограничивался рамками текста. Я перечитывал знакомую с юношеских лет повесть и видел все совершенно глазами человека сегодняшнего. Поразительно! Как будто она написана сегодня по горячим следам! Не зря Андрей Богатырев дал фильму название «Человек из Кариота» — в центре внимания – каждый участник событий, у каждого свои мотивы поступков. Мог ли Пилат поступить по–другому?
— А мог ли, действительно?
— Давайте об этом порассуждаем, когда посмотрим картину.
Все кто ждет победы переходим на сайт ПЕРЕЙТИ
— Сергей Васильевич, а почему фильм снимался на Мальте, разве нет у нас «средневековых» пейзажей, снимать за границей дорого. Кинематографисты стонут, что денег на съемки нет, поэтому российское кино не развивается.
— Ну, что вы! Режиссер и хотел снимать в России, но запросили такие деньги! Вывезти 50 человек на Мальту оказалось дешевле, чем снимать у нас. Отечественное кино, действительно, бедное, но это не значит, что сегодня нет достойных картин. Я часто бываю на кинофестивалях и вижу немало интересных работ. Другое дело, что они не поступают в прокат, зритель их не видит, зато иностранная публика «ломится» на наши фильмы. Вы же знаете, картины «Фауст» Сокурова или «Елена» Звягинцева недавно вызвали настоящий фурор у фестивальной публики и видавшего виды жюри. А россияне знают о них только из СМИ. Ну, это больная тема, мы сейчас говорим о другом. Так вот, для меня съемки фильма молодого режиссера, не обросшего штампами, имеющего свой взгляд на вещи, стали подарком судьбы. Я ведь сначала даже не понял, куда меня приглашают на съемки, в какой–такой город, о котором я, в силу своей географической неграмотности, понятия не имею. А потом узнал, что это тот самый остров в Средиземноморье, куда лететь 4 часа.
— У вас, наверное, не было даже времени составить свои впечатления о Мальте?
— Ну как же, пять дней для меня – это счастье. Меня замечательно встретили, провезли по всему городу, поселили в номере с видом на море. По негласным правилам, актер в день приезда должен быть свободным, чтобы войти в рабочую форму, и я, зная об этом, предвкушал удовольствие от встречи с новой для меня реальностью. Но не тут-то было. Не успел я прийти в себя, как меня вызывают на съемку потому что режиссер должен снимать мою сцену взамен той, где занят актер, получивший только что травму. Деваться некуда, надо собраться с духом. Место съемок — старый, полуразвалившийся храм, огромная массовка – римляне, англоязычная толпа.
— У нас стоял конец сентября, а на Мальте в это время дивная погода, легкий бриз…
— Ну да, и жара 30 градусов, вода – 27, а бриз… бриз где-то гулял в другом месте. Меня надо было поливать водой, чтобы я не скис совсем и быстро загорел, все кто уже снимались до меня, смуглые. Оглядев скептически мою «стройную» фигуру, одна гримерша сообщила, что одного ведра воды на меня не хватит. А другая коротко отрубила: «Брови, как у Хрущева, надо выщипать». А я ведь Хрущева–то сыграл, в чем и признался, но меня «утешили»: — ничего, мол, больно будет только в первый день. Ну, в общем, сплошные сюрпризы. Но сниматься было удивительно легко, режиссер мне доверял, я готовился, был в материале. Когда я произносил свой монолог, все, кто был на съемочной площадке, затихли и жадно слушали моего Пилата. Он стал на несколько минут хозяином положения на этом жутком судилище, но, понимая тщетность своих усилий спасти Иисуса, я – прокуратор — демонстративно умыл руки и удалился. Как актер я испытал сладостный момент творчества, когда попадаешь в материал, в образ, и от тебя, от того, как сыграешь, зависит не только смысл кадров, но и атмосфера. Мне кажется, я не подвел постановщика, я выкладывался на все сто… Что из всего этого получится, пока не знаю, но думаю, что картина будет значимой для нашего кинематографа, значит, и я не зря поработал.
— Сергей Васильевич, вы передали Мальте от Орла привет, почему, ведь за рубежом мы представляем своё Отечество?
— Конечно. Мы для них – россияне, но, поверьте, я – орловец по рождению и по духу, и для меня мой город – образ всей страны, он концентрирует в себе всё, что происходит в стране. Мальта с её природой, необыкновенными ландшафтами, небом и таким живым, отвоевывающим пространство у острова морем, не вытеснила из моей души мой не по–столичному тихий городок с глубокими культурными корнями, где меня ждет интересная работа в новом театральном сезоне.
Все кто ждет победы переходим на сайт ПЕРЕЙТИ