О чем не знает пассажир

Общество

О чем не знает пассажир

О чем не знает пассажир

С 1.04.в Орле — пока в тестовом режиме — начала работать диспетчерская служба по контролю за пассажирскими перевозками. Таким образом, городские власти получают возможность следить через систему ГЛОНАСС, соблюдают ли перевозчики график движения, сколько автобусов находится на маршрутах и т.п. Жаль только, что умная техника бессильна перед человеческим фактором: никакой ГЛОНАСС не может заставить водителей и владельцев маршруток соблюдать права пассажиров, если одни этого делать не хотят, а другие об этих правах зачастую просто не знают.

Просто давайте деньги

В редакцию пришло письмо, заставившее нас снова — в который уже раз — обратиться к теме работы городского транспорта. Если точнее, орловских маршруток. Как показывает практика, порядка в сфере маршрутных перевозок в Орле как не было, так и нет.

Наша читательница — орловчанка Галина Куликова — поведала «Орловской среде» историю, в общем-то, банальную: подобные инциденты происходят в городских маршрутках с завидной регулярностью.

«Моя мама, пенсионерка и ветеран труда, пользуется льготным проездным, — сообщила нам Галина. — С недавнего времени у нас в городе появились маршрутные такси с буквой «С», то есть социальные, где можно ездить по проездному.  Вот в такой маршрутке пришлось однажды проехать моей маме. 17 марта, около 12 часов, в районе Северного рынка она остановила маршрутку №23 со знаком «С» (госномер К518 АТ 57). Водитель остановился в неположенном месте, чтобы взять пассажирку. Войдя в салон, она предъявила проездной билет, однако водитель потребовал оплатить проезд, заявив, что остановка в неположенном месте оплачивается. Поскольку платить мама отказалась, водитель остановил автобус и стал ее выгонять. Дело дошло до оскорблений. В результате мама расплакалась, у нее поднялось давление, она еле добралась до дома. Кстати, ее проезд оплатил один из пассажиров… Таких водителей- «беспредельщиков» в нашем городе много, но пассажиры предпочитают не жаловаться: кому-то некогда этим заниматься, кто-то не хочет связываться. Поэтому они чувствуют свою безнаказанность и продолжают в том же духе…»

Галина права: мы привыкли к хамству, оно нас не возмущает, мы не знаем своих прав, а если знаем, не хотим их отстаивать. Получается игра в одни ворота: пассажиры должны вести себя по правилам, а перевозчикам эти правила как будто и не писаны — во всяком случае, не всем.

Правила писаные и неписаные

Как известно, с.12.правила для пассажиров установлены такие: в дневные часы проезд в маршрутке стоит 12 рублей, с 20-00 — 15 рублей. Это правила, так сказать, писаные. А есть и неписаные, о которых известно далеко не всем.

Как совершенно справедливо пишет нам читательница Галина Куликова, в муниципальных маршрутках цена проезда составляет не 12, а 11 рублей. Многие ли из орловцев об этом знают? Не уверены.

« Заметьте, ни в одной маршрутке нет этой информации, — пишет Галина, — и жители нашего города платят за проезд в них, как в частных, по 12 рублей. А рубль сдачи водители, как правило не дают. Во всяком случае я ни разу не видела!»

Столь же мало орловцы знают и о том, сколько стоит проезд детей в городском транспорте. Казалось бы, что здесь неизвестного? С детей до 7 лет денег не берут, правда, если они не занимают в той же маршрутке отдельного места. За ребенка старше 7 лет положено платить как за взрослого — это тоже известно всем. Между тем, мягко говоря, это не совсем так.

Оказывается, еще в 2007 году Федеральным законом №259 «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» были установлены правила перевозки детей в городском и пригородном транспорте.

Статья 21 (ч.2) этого закона гласит, что если перевозка детей в транспортных средствах без предоставления им отдельных мест для сидения запрещена (а она в соответствии с  п.22.9 Правил дорожного движения запрещена — прим. ред.), то пассажир имеет право перевезти с собой двух детей в возрасте не старше двенадцати лет с предоставлением им отдельных мест для сидения за плату, размер которой не может составлять более 50% от установленного тарифа.

Все кто ждет победы переходим на сайт ПЕРЕЙТИ

Кстати, начальник городского управления по тарифам Андрей Тиунов еще летом 2010 года разослал городским перевозчикам — как муниципальным, так и частным — письмо, где разложил ситуацию с детскими тарифами, что называется, по полочкам. Не так давно он процитировал его в своем блоге. Вот выдержка из этого письма:

«Применительно к тарифам на пассажирский транспорт города Орла, осуществляющий регулярные перевозки по маршрутам муниципальной маршрутной сети, из вышеуказанных норм федерального законодательства представляются целесообразными следующие выводы:

1. Проезд детей не старше 7 лет осуществляется бесплатно.

2. Проезд детей старше 7 лет, но не старше 12 лет осуществляется за плату, размер которой составляет не более чем 50% от существующего тарифа. Этот вывод справедлив как для тарифа на разовую поездку, так и для тарифа на месячный проездной билет длительного пользования.

При этом пассажир обязан иметь при себе документ, который подтверждает возраст ребенка и который в обязательном порядке предъявляется по первому требованию лиц, осуществляющих контроль за оплатой проезда.

Прошу обеспечить исполнение требований федерального законодательства.

Начальник управления А.С. Тиунов».

Как сообщает сам господин Тиунов, ни один из частных перевозчиков на письмо не ответил, муниципальные же ответили примерно так:

ТТП: «Давайте деньги и будем исполнять Федеральный закон».

ПАТП-1: «Все ваши действия направлены на уничтожение нашего предприятия!».

Пойдем к прокурору?

Наши коллеги с портала «Орелград», ставшие первыми обладателями столь ценной и столь засекреченной от граждан информации, попробовали заставить перевозчиков играть по правилам. Сначала просто при входе в маршрутку с ребенком старше 7 лет предлагали водителям «половинный» тариф. Не соглашался никто: одни не брали денег вообще, другие напрочь отказывались везти ребенка за половину стоимости. Но и те и другие сначала вступали с журналистами в словесные перепалки. Что удивительно, симпатии пассажиров были вовсе не на стороне наших коллег: им советовали не скандалить и заплатить как положено, точнее, как не положено!

Однако неделю назад ситуация изменилась в лучшую сторону: сразу несколько перевозчиков заявили, что вообще не требуют денег с детей. Среди них — «Орловская транспортная компания», ИП Боева, ИП Затеева, ИП Моисеев. Кстати, трое последних предпринимателей, как и руководитель «Орловской пассажирской компании» Ольга Сасина, поддержали журналистскую инициативу разместить в маршрутках информацию о правилах оплаты проезда детей. Остальные перевозчики пока хранят молчание и продолжают работать по неписаным правилам.

«Орловская среда» считает, что этой порочной практике пора положить конец. Сделать это могут сами граждане: любой пассажир, имеющий ребенка в возрасте от 7 до 12 лет и вынужденный платить за него по взрослому тарифу, может обратиться в прокуратуру с просьбой провести проверку на предмет соблюдения перевозчиками законодательства. Может быть, прокуроры смогут разбудить в коммерсантах и муниципалах совесть и заставить работать по закону?

Татьяна Онегина

Все кто ждет победы переходим на сайт ПЕРЕЙТИ
Оцените статью
Орловская среда
Добавить комментарий