Окно в небо

Общество

Окно в небо

Окно в небо

Недавно в Москве, в издательстве Академии наук, в свет вышла монография «Иконное наследие Орловского края XVIII-XIX веков». Ее автор – орловский ученый-искусствовед всероссийского уровня, эксперт Росохранкультуры Марианна Комова. Годы исследований доказали: орловские иконы дарят и будут дарить науке много удивительных открытий.

«Орловская Ветка»

Ученый всероссийского уровня живет с мужем-священником и сыном-подроском в небольшом доме. Весной асфальт на этой улице начисто сходит вместе со снегом, вода по дорогам течет буквально рекой. Нужно уметь виртуозно изворачиваться, чтобы не быть обрызганным с головы до ног. Здесь по заборам ходят коты, у заборов пасутся куры.

Марианна Комова совсем не похожа на типичную матушку. Эта семья, скорее, творческо-интеллигентная. Алексей Комов, муж Марианны,  помимо всего известный художник творческого объединения «Пядь» и реставратор.

Здесь-то и проходила часть работы по открытию для мира и науки иконного наследия Орловского края. Другая часть – в архивах и долгих поездках по Орловской области. Наверное, нет сельского храма на Орловщине, где не побывала бы Марианна Комова.

Прежде всего, в сфере ее научного поиска – стилистика орловской иконы. Особенно интересна ей старообрядческая икона и коллекционирование икон местными старообрядцами. В Орловской губернии были два крупных старообрядческих центра: в Орле и Кромах. Они внесли значимый вклад в развитие орловской иконы.

Окно в небо– В своей монографии я как раз показываю остатки былого величия – крупноформатные новгородские, костромские, ростовские иконы из собрания орловских старообрядцев, датированные XVI-XVII веками, – рассказывает Марианна. – Сейчас эти коллекции очень разрозненны, приходилось годами искать по частным собраниям и храмам. Кроме того, сюда завозились в большом количестве ветковские иконописцы. Ветка – известный старообрядческий центр на границе с Польшей. Это яркая красочная икона на золотом фоне, одно из лучших направлений в поздней иконописи. Именно ветковские старообрядцы сильно повлияли на традиционную икону Орловского края. Многие мастера начинали писать икону совсем не на старообрядческий манер, использовали приемы мастеров Ветки.

В частности, в Орловском музее изобразительных искусств есть икона святителя Митрофана Воронежского. Это святой, живший в XVIII в. и прославленный только в 1832 г. Старообрядцы не изображали поздних святых. И хотя в этом произведении есть особенности, которые не встречаются в старообрядческой иконе, все-таки она написана под сильным влиянием ветковского стиля: золотой фон, обилие вино-красного, травянисто-зеленого цветов, цировка – прорисовывание иглой узоров на золотом фоне.

— Это особенность как раз орловской иконы, если говорить о стилистике, – подчеркивает искусствовед. – Именно это мы и искали. На Орловщине произошло слияние старообрядческого стиля и вполне синодальных сюжетов.

Любопытно, что старообрядческие иконы часто располагаются в храмах официальной православной церкви. Сельские старообрядческие мастера писали не только для своих единоверцев, но и для ярмарочных распродаж. Эту яркую и пышную икону очень любили орловские купцы и мещане. В наше время эти иконы в восстанавливающиеся храмы приносили люди из своих домашних собраний. В каждом храме таких икон по нескольку. Особенно много – в Болхове.

Царь и Бог

Монография Марианны посвящена иконе поздней. Еще недавно считалось, что икона после XVII века, их называли «живоподобными», – искусство упадка духовной традиции православия. Сегодня взгляд на позднюю икону, к счастью, пересмотрен.

Окно в небо– Например, очень интересна орловская икона Богоматери Балыкинска. Одна из самых почитаемых икон Орловщины, которая считается чудотворной. Она хранится во Введенском женском монастыре Орла, – рассказывает Марианна Комова. – Икона, которую монастырю преподнес в начале XVIII века святитель Иоанн Тобольский, не сохранилась. Все говорит о том, что та икона, которая почитается сегодня, написана в первой половине XIX века. Особенность ее в том, что лицо младенца Христа написано с портрета юного Александра II! Многие светские мастера, начиная с XVIII века писали иконы с портретов юных членов царской семьи. По всей видимости, это были особенные заказы, связанные с царской семьей. Начиная с первой четверти XVIII века иконы мучениц, например, часто выполнялись с принцесс, дочерей Петра I.

Все кто ждет победы переходим на сайт ПЕРЕЙТИ

Это очень древняя традиция. Практически все виды византийской иконографии восходят к императорским портретам – например, изображение тронного Христа. Богоматерь с младенцем на престоле восходит к разновидности портрета, представляющего императрицу, которая показывает перед народом наследника. Император в Византии почитался как живая икона и изображался на иконах с нимбом еще при жизни. Слово «икона» переводится как «образ», земной образ Бога. По средневековому мировоззрению это ассоциируется с образом земного царя, через которого, как через икону, просвечивается образ Христа, он идет по пути Христа.

– Особенность Балыкинской чудотворной, именно этой, орловской, как раз в том, что только на ней лицо юного Александра II. На последующих списках эта традиция прервалась, и это живоподобие исчезло. Я в своей работе как раз сравниваю портреты Александра, когда ему было лет 9. Сходство налицо, даже поворот головы одинаков, – говорит исследователь.

Сегодня в Орле заканчивается большая работа по предотвращению краж икон из храмов – иконы маркируются. В каждую ценную помещается микрочип – чтобы извлечь его, преступнику придется испортить икону. Кроме того, каждая подробно описывается, фотографируется. Марианна Комова участвует в этой работе совместно с полицией как эксперт-искусствовед.

Любопытно, что местные жители часто противятся подобным исследованиям, выходят едва ли не крестным ходом – связывают их, исследования, с кражами, обзывают полицейских и искусствоведов наводчиками. Тем не менее факт – краж стало меньше, описанные и промаркированные иконы находят очень быстро.

Запечатлённый ангел

Очень любил сОкно в небообирать и реставрировать иконы наш знаменитый земляк, писатель Николай Лесков. Марианна Комова занимается исследованием судьбы лесковского иконного собрания. В одном из орловских музеев хранится икона невероятной ценности — «Спас во звездах» (на фото слева).

– Ценность этой вещи сложно определить, – говорит Марианна. – Даже если не брать в расчет серебряный оклад с аметистами и золотое напыление, украшающие одежды Христа. Сам Лесков назвал ее «Спас во звездах». Автор ее – известный и ценимый во всех отношениях ныне старообрядческий иконописец Никита Рачейсков. Именно с него, долгие годы друживший с ним Лесков, писал образ «изографа» в повести «Запечатленный ангел». На обороте иконы – дарственная надпись Николая Лескова, адресованная сыну, датированная 9.01.1891 года. Это год, когда Андрей Николаевич Лесков сделал предложение своей будущей жене. По всей видимости, эта икона – благословение на брак, венчальная икона. На клейме оклада стоит дата – 1873 год, это год выхода в свет «Запечатленного ангела»…

Окно в небоСейчас исследователь пишет докторскую диссертацию на стыке наук: она должна сказать новое слово как в искусствоведении, так и в литературоведении. Марианна Комова как искусствовед впервые комментирует произведения Лескова, посвященные русской иконе.

– «Запечатленный ангел» – это произведение-загадка. Кроме стилистики я занимаюсь еще и семиотикой – знаковыми системами. Иконопись – это целый мир, восходящий к первообразу, к Христу. Вслед за принятием первообраза, говоря современным языком, как клоны распространяются его культурные символы святые, мощи, правители и духовные иерархи. Все эти разновидности понятия икона содержатся в «Запечатленном ангеле», они тоже располагаются в порядке иерархии и ассоциируются с текстом Канона Ангелу хранителю.

Исследование еще не закончено, но оно уже дает много нового в понимании не только произведений Лескова, но и мировосприятия верующего человека позапрошлого века.

– Икона в восточном христианстве никогда не являлась объектом поклонения сама по себе, – говорит Марианна, сама – человек верующий. – Икона – это окно, через которое ты можешь получить благодать. А можешь и не получить. Икона – не вечна, как и любая материя, исчезает со временем. Император в Византии являлся иконой, но что ему вручали при восшествии на престол? Мешочек с прахом. Икона в духовном смысле становится иконой только тогда, когда мы сами восходим мыслями и поступками к Богу.

Елена Маслова

Справка «ОС»:

Марианна Комова родилась в Орле, училась в 19-ой гимназии, Орловском художественном училище, окончила исторический факультет университета. В 2006 году защитила кандидатскую диссертацию «Иконное наследие Орловского края XVIII-XIX веков» на кафедре Отечественного искусства исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова под руководством профессора Э.С. Смирновой.

Вышедшая в свет монография – первое исследование, посвященное неизученному пласту русской культуры. 15 лет понадобилось автору для работы в архивах, обследования храмовых собраний Орловской области, сбора, классификации, описаний и сопоставления местных икон с наследием известных центров позднего иконописания России.

Все кто ждет победы переходим на сайт ПЕРЕЙТИ
Оцените статью
Орловская среда
Добавить комментарий