22 мая 2013



От пристани отчалит теплоход?

Орловские речные теплоходы в последнее время стали популярными как никогда. Как туристические компании, так и частные заказчики пытаются, что называется, надышаться перед смертью. Вполне возможно, что в скором времени теплоходы перестанут курсировать по мелким орловским водам и вовсе уйдут в историю.

Подъёмное устройство неподъёмно

Бум заявок из турагентств, срочно захотевших экскурсий на речных трамвайчиках по Оке, наблюдают с самого открытия майской навигации.

– Ажиотажный спрос поддерживается не только усилиями турагентств, как местных, так и из соседних городов, но и заявками на проведение свадебных круизов, катание детей из детских садов и пионерских лагерей, – рассказывает пресс-секретарь муниципального Трамвайно-троллейбусного предприятия Леонид Агибалов.

Именно на балансе этого предприятия, и без того находящегося далеко не в самой благополучной экономической ситуации, стоят орловские речные теплоходы. Когда-то предполагалось, что теплоходы будут выполнять, прежде всего, функции по доставке пассажиров в район парка «Ботаника» и окрестных дач, поэтому и прикрепили их к городскому транспортному предприятию.

В этом году летняя навигация речных трамваев может закончиться, так и не начавшись. 31 мая истекает срок действия документов Российского речного регистра на годность теплоходов к плаванию.

– Дело в том, что с 2013 года, после печальных событий с «Булгарией», ужесточились требования, предъявляемые к освидетельствованию речных судов, – продолжает Леонид Агибалов. – Теперь правилами предписывается обязательный осмотр корпуса и днища судна, для чего необходимо его поднять из воды на высоту около метра. Выполнить данное требование муниципальное предприятие, чей профиль – городской электрический транспорт, не может по техническим причинам – в нем просто отсутствует судоподъемное устройство. Если его не будет – не будет и документов о прохождении нового освидетельствования. В общей сложности на строительство этого устройства потребуется около 7,5 миллиона рублей. Выходит, судоподъемное устройство неподъемно для МУП «ТТП» с экономической точки зрения.

Кто виноват?

Как сообщили в пресс-службе городской администрации, чиновники обратились в горсовет с просьбой выделить 7,5 миллиона из бюджета. Однако по закону сами депутаты не могут вносить те или иные поправки в бюджет. Они могут рассмотреть этот вопрос только после того, как с официальной инициативой к депутатам выйдет глава исполнительной власти города, то есть сити-менеджер Михаил Берников.

Будет ли такая инициатива вообще рассмотрена на ближайшем заседании городского Совета, а если да, то какое решение примут депутаты, пока неизвестно.

В любом случае, для строительства подъемника и, особенно, прохождения  бюрократической процедуры нужно время. В этой связи в Трамвайно-троллейбусное предприятие за подписью сити-менеджера было направлено письмо о том, что согласно одному из приказов Российского речного регистра, «предусматривается отсрочка очередного и классификационного освидетельствования судов внутреннего плавания на срок до двух лет». С соответствующей просьбой ТТП предлагается обратиться в Речной регистр. Пойдет ли ведомство навстречу орловским теплоходам и готово ли идти на создание подобного прецедента, тоже пока неясно. Другой вопрос – почему с решением этого вопроса нужно было ждать до самого последнего, критического момента?

Чуть позднее мэр Сергей Ступин и сити-менеджер Михаил Берников через пресс-службы публично обменялись взаимными претензиями и колкостями. Сергей Ступин обвинил исполнительную власть в бездействии, а та, в свою очередь, парировала тем, что делает все возможное и ждет других предложений по решению проблемы, если таковые появятся. Как сей политический экзерсис поможет решению проблемы теплоходов, также остается загадкой.

– В любом случае, если орловские теплоходы станут на прикол, то скорее всего навсегда, – говорит начальник участка теплоходов МУП «ТТП» Василий Жучков.

Рационализаторское предложение

Василий Жучков в речном транспорте уже почти сорок лет. Он родился в Орле, вырос на 1-й Посадской. Затем, получив образование по специальности, стал работать на речных теплоходах. Нет в Центральной России такой крупной реки или озера, которые не прошел бы Василий Семенович Жучков: он перевозил пассажиров и грузы по Волге, Каме, Ладожскому и Онежскому озерам и др. Потом, как он выразился, родина позвала – Жучков вернулся в Орел. Скоро Василий Семенович отметит свой 60-летний юбилей. Исчезновение теплоходов с Оки, стоит отметить, не самый лучший подарок для человека, почти всю жизнь посвятившего орловским речным трамвайчикам.

– 80% моей жизни сегодня занимает работа, – говорит он. – А потом уже – дети, внуки. Иной раз и хочешь не думать о рабочих проблемах хотя бы дома, да не получается – даже снятся.

Персонал на орловских теплоходах действительно уникальный. Чаще всего это бывшие моряки дальнего плавания, которые родились в нашем городе, а, выйдя на пенсию, вернулись сюда. Без кораблей эти люди уже не могут, вот и работают на Оке не за деньги, а по любви.

– Это, конечно, профессионалы высокого класса, но почти все они уже весьма почтенного возраста, – говорит Василий Жучков. – Лишний раз поднять тяжелую деталь при ремонте корабля или шпалу просто некому. Если теплоходы остановятся, эти люди уйдут на берег. Сколько из них захотят вернуться, если вдруг движение снова возобновится? А смены им нет, молодежь к нам не идет – кто будет работать за пять-восемь тысяч рублей? К тому же, сами теплоходы уже не молоды. Собственно, срока годности у речных теплоходов нет. Срок годности есть у деталей и обшивки, которые нужно регулярно менять и ремонтировать. Мы выходим из положения, как можем. Используем запчасти от старых мотоциклов «Урал», например, или от тракторов, если они подходят…

Собственно, проблема наличия подъемника для осмотра и ремонта днища теплоходов в Орле возникла не сегодня и даже не вчера. Еще больше, чем 20 лет назад, Василий Жучков получил премию в 15 рублей за рационализаторское предложение о том, как латать днища, не поднимая теплоходы над землей. В общем-то, благодаря этому теплоходы до сих пор в Орле и ходят.

– Приходил инспектор, осматривал, – рассказывает Василий Семенович. – Говорит: «Добротно, качественно, эффективно, но по новым правилам я это принять не могу, законной процедуре это не соответствует». Да и в любом случае, 20 лет они так ходят, сколько можно? Просто необходимо их поднять, осмотреть, отремонтировать как надо.

«Зачем Орлу теплоходы?»

Теплоходы появились в Орле в 1971 году, в наш город они пришли своим ходом из Москвы. По Оке до сих пор ходит уникальный теплоход «Москвич» 1949 года выпуска, который принимал лично товарищ Сталин.

Орел уникален еще и тем, что это практически единственный город в Центральной России, за исключением Москвы, где еще сохранились речные теплоходы. К нам постоянно приезжают гости из Курска, Брянска и даже Смоленска специально, чтобы прогуляться на теплоходе. Тем не менее теплоходы все равно убыточны. Проблема в коротком сезоне навигации. Если в летние месяцы теплоходы даже приносят прибыль, вся она исчезает зимой, когда теплоходы не могут зарабатывать, но людям все равно нужно платить зарплату, а корабли – ремонтировать.

– Один, извините, депутат на транспортном комитете меня как-то спросил: «А зачем Орлу вообще теплоходы, если они такие убыточные?». А зачем, в таком случае, в городе музеи? Зачем обелиски героям войны? — возмущается Василий Жучков. —  Ну, не может же все в этой жизни измеряться деньгами! И дело, мне кажется, не в деньгах – дело в людях… Была бы воля и желание решить эту проблему… Частникам же отдавать теплоходы тоже никак нельзя. Два мы уже продали. И где они? Металлолом. Повышать цены мы тоже больше не можем. Мы же для людей работаем…

Орловцы до сих пор не верят, что теплоходы, которые являются символом нашего города, с которыми у многих связаны самые светлые и романтические воспоминания, уйдут в историю. Что бы там ни говорили о короткой исторической памяти, о разных руководителях города, у народа остаются короткие, но яркие ассоциации. Тот строил доступное жилье, тот ремонтировал мост, а этот засадил город каштанами. Неужели нынешнее руководство города хочет, чтобы в народной памяти остались воспоминания: при них в городе исчезли речные трамваи?

Елена Маслова

Фото Вячеслава Коваленко

 

Опубликовано 22 мая 2013 в 12:06. В рубриках: Проблема. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта. Количество просмотров: 1 766

Новости

СРОКИ РЕКОНСТРУКЦИИ КРАСНОГО МОСТА, СКОРЕЕ ВСЕГО, БУДУТ УВЕЛИЧЕНЫ.



Вечерний гость - Виталий Рыбаков.



Небезопасные - Безопасные дороги в Орловском районе.



Виталий Рыбаков о скудном бюджете г. Орла



ФАКТ ПО ИМЕНИ ПАРАХИН



Обращение



О переделе рынка пассажирских перевозок в орле



Остаёмся дома!



Свежий номер

Реклама

При цитировании материалов
прямая гиперссылка
на orelsreda.ru обязательна
Главный редактор: Татьяна Филёва
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС 57-0992 Р
Реклама на orelsreda.ru и печатной версии "Орловская среда"
Для пресс-служб и размещения рекламы: : orelsreda@list.ru
тел.: (4862) 76-20-60
адрес: г. Орёл, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 25/27, пом.1
Наш индекс: 302028
© 2013-2020 ООО "Агентство "Орловская среда"