Прощай, троллейбус?

№24 (693) от 27 июля 2022 г.

В конце июня на заседании профильного комитета горсовета депутаты рассмотрели ситуацию в МУП ТТП. Проблемы сопровождают историю этого предприятия не один десяток лет. Но очередной виток кризиса оказался слишком затяжным. Лишившись несколько лет назад речных трамвайчиков, город может оказаться и без троллейбусов. Напрямую об этом чиновники не говорят, но логика их действий просматривается уже давно. Очередное косвенное подтверждение прозвучало на комитете. Мы предлагаем читателям подробный рассказ, чтобы орловцы знали, какие решения принимает городская власть, и как идет обсуждение тех или иных шагов.
В долгах как в шелках

По словам руководителя УМИЗ города Орла Сергея Полякова, на муниципальном транспортном предприятии работают 587 человек. Среднемесячная зарплата – 24 290 рублей. На момент проведения заседания комитета счета предприятия в очередной раз удалось разблокировать. Но размер просроченной кредиторской задолженности опять достиг отметки 88 миллионов. Основные кредиторы – налоговики и энергетики. Долги по лизинговым платежам перед «Бизнескар лизинг» – 5,3 миллиона за приобретенные в лизинг 12 ПАЗиков. Общая задолженность по лизинговым договорам – 82 миллиона (напомним, все данные актуальны на момент проведения комитета). Падение пассажиропотока (даже по сравнению с прошлым годом, когда Красный мост уже был закрыт) связано с тем, что транспортный парк преимущественно устаревший. Муниципальный транспорт выходил на линию в этом году лишь в объеме чуть больше 60% от плановых показателей. Но это в целом. Если же посмотреть по типам транспорта, то выяснится, что выпуск электротранспорта составил 87%, а автобусов – только 47%. Предприятию с начала года были предоставлены субсидии в сумме 108 миллионов рублей (в основном из областного бюджета). Эти средства пошли в первую очередь на погашение долгов налоговикам и энергетикам.

План один – выжить!

Что касается перспектив, то, по словам Полякова, руководство планирует заключить соглашение с областным департаментом о предоставлении в 2022 году субсидии на замещение недополученных доходов при обеспечении равного доступа к услугам общественного транспорта (ранее данный договор не был заключен в связи с долгами по налогам). Также в планах ТТП – привлечение новых клиентов для размещения рекламы на городском транспорте. В планах и оптимизация штата (увы, что именно скрывается за этой формулировкой, господин Поляков не пояснил, хотя догадаться не трудно). Также в планах и оптимизация движения муниципального транспорта.

Также на комитете обсуждалось получение очередной субсидии из области на покрытие долгов. Руководитель предприятия Юрий Чемеров отметил, что для исполнения лизинговых обязательств ТТП срочно нужно найти до конца августа 5,2 миллиона, чтобы к 1 сентября закрыть все текущие долги. Расчеты переданы в городскую администрацию. Депутаты удивились несоответствию цифр. Сначала речь шла о десятках миллионов рублей, а потом вдруг долг растаял? – уточнил депутат Сергей Себякин. – И когда городу все же ждать прибыль от ТТП?

Юрий Чемеров отметил, что муниципальный транспорт, в отличие от частников, находится на линии весь день, поэтому прибыльно работать не получается. В прошлом году предприятие ежемесячно генерировало порядка 21 миллиона рублей убытков. Сейчас удалось сократить эту цифру до 18 миллионов. Это результат все той же оптимизации штата, введения платных услуг и платы за аренду. Так, только за счет платных услуг удалось ежемесячно получить плюсом по 2-3 миллиона рублей. Что касается 82 миллионов лизинговых платежей, то это вся сумма лизинга до 2024 года.

Помощь металлоломом?

Коснулись на комитете и вопроса, который постоянно звучит в СМИ: что с теми б/у троллейбусами, которые «подарила» нашему городу столица? Как отметил руководитель предприятия, из 10 троллейбусов 5 на ходу. Три находятся в работе, чтобы выпустить их на линию. В целом из 10 планируется вывести на улицы города 9 машин. Из 24 автобусов, которые своим ходом приехали еще до Нового года, ни один пока так и не вышел на улицы Орла – возникли проблемы с оформлением документов (кстати, эти данные сильно отличаются от того, что рассказывают сами работники ТТП – мы подробно писали об этом в прошлом номере нашей газеты).

Депутат Владимир Букалов предложил: раз уж ТТП считается планово убыточным, то почему бы городу не давать предприятию задание на год? Например, закрыть определенные маршруты, прописать число машин на каждом маршруте. Тогда предприятие будет работать по утвержденному заданию, и будет понятно, сколько средств ежемесячно не хватает ТТП. В этом случае и предприятие будет видеть экономику прозрачной, и городу будет проще обращаться в область за субсидиями (опять же по факту все равно последние несколько лет предприятие выживает только за счет областных субсидий). Так почему бы не сделать этот процесс более предсказуемым? Тогда долги не будут ни для кого неожиданностью – все затраты будут известны заранее.

Зам мэра Орла, он же – начальник транспортного управления мэрии Вадим Ничипоров согласился с такой схемой, но с некоторыми поправками. Плановое задание город дать ТТП не может, так как УФАС считает, что все задания должны идти только через конкурсные процедуры. Это касается даже работы троллейбусов, хотя никаких других троллейбусов, кроме муниципальных, в областном центре нет и вряд ли когда они появятся. По мнению чиновника, предприятие имеет и так довольно неплохие в плане прибыли маршруты. Что же касается плановых убытков, то опять же прогресс налицо – убыток с 21 миллиона ежемесячно удалось сократить до 18 миллионов и в плане выйти на цифру в 15 миллионов за счет выпуска машин на дополнительные маршруты. А чтобы получить субсидию, в городе разработана программа модернизация электрического транспорта. С прокуратурой и УФАС эта программа согласована, и документы переданы в область. Так что осталось только необходимые средства получить. Но необходимо выйти на какую-то «точку отсчета». Потому что сейчас предприятие постоянно получает средства на погашение долгов прошлых лет. А чтобы схема заработала, нужно полностью рассчитаться по всем кредитам. Сократить сумму долга можно в том числе и за счет увеличения доли рынка, которую будет обслуживать именно муниципальный транспорт, как только удастся оформить те самые автобусы, что своим ходом пришли из столицы (плюс есть подтверждение о получении еще 50 автобусов, которые также все на ходу). Работники ТТП уже ездили в Москву и смотрели на этот «подарок». Плюс есть надежда, что в Минтрансе согласуют получение еще 40 низкопольных автобусов на газу.

Автобусы наше всё?

Депутаты, выслушав планы по увеличению автобусной составляющей ТТП, задали вполне логичный вопрос: а что же будет с электротранспортом? Вадим Ничипоров отметил, что, как только откроется Красный мост, на линию будут возвращены все трамваи, сколько их было до закрытия моста. Тут никакого сокращения не планируется.

А вот с троллейбусами ситуация интереснее. Ничипоров рассказал, что год от года идет сокращение числа «рогатых» – если еще недавно было по 26-27 машин на линии, то потом это число сократилось до 23-25. А сейчас вообще выходит 21-22. И пять московских троллейбусов в том числе. По словам Ничипорова, стоимость троллейбуса несопоставима с ценой автобуса – она в разы больше. Если брать автобус на метане, то это порядка 17 миллионов рублей. Цена троллейбуса – 30 миллионов и выше. Поэтому приобретение новых троллейбусов в планах города не стоит.

И это только цена машин. А есть ведь еще и инфраструктура, которая необходима для работы электротранспорта. И там тоже проблем очень много, и требуются очень серьезные вложения, чтобы поддерживать все это «на плаву». Череда майских аварий показала всю глубину проблемы. Напомним, троллейбусы сначала не ходили на Выгонку. Потом из-за крупной аварии движение было прекращено до автовокзала. Попытка запустить движение в заявленные ранее сроки сорвалась, так как починка одного участка показывала, что необходимо чинить и соседний. В итоге ремонт на Комсомольской затянулся гораздо дольше первоначально объявленного срока.

Депутат Сергей Себякин просил администрацию быть честнее. Если уж о развитии троллейбусов речи не идет, то пусть чиновники представят реальный расклад: сколько удастся сэкономить предприятию при переходе на автобусы? Сколько даст экономия на обслуживании транспорта? Сколько сохранит казна за счет того, что не придется обслуживать подстанции и провода? Выяснилось, что такое предложение в числе прочих уже просчитывалось и отдавалось в комитет по экономической политике еще полгода назад. Как это увязано с упомянутой программой развития электротранспорта, надеюсь, станет понятно на одном из следующих комитетов.

Сергей Миляхин

Тем временем

Пока чиновники мэрии рассказывают депутатам о программе «развития электротранспорта» и о планах поставки в ТТП очередной партии московских автобусов, на территории троллейбусного депо режут на металл неисправные троллейбусы и московские ЛИАЗы. Об этом «ОС» писала в прошлом номере, а в нынешнем мы публикуем фото, сделанные на территории ТТП, которые подтверждают: утилизация муниципального транспорта идет полным ходом, а само предприятие превращается в остров погибших автобусов и троллейбусов…

Комментирует депутат Орловского облсовета Виталий Рыбаков:

— Все попытки чиновников показать, что они озабочены судьбой ТТП, выглядят до слез смешно и глупо. Если бы их действительно заботило будущее предприятия, все необходимые меры уже были бы приняты. А те, кто довел городской электротранспорт до упадочного состояния, были бы привлечены к ответственности.

Но что мы видим?

До сих пор правоохранительные органы не дали правовую оценку действиям бывшего руководителя ТТП гражданина Митина, который, по моей информации, заключил две крупных сделки договора лизинга на поставку ТТП автобусов, не предоставив при этом экономического обоснования и не согласовав эти сделки с руководством города! В результате действий этого руководителя предприятие безвозвратно ушло в пике банкротства. А ведь никто из руководства города разрешения на эти крупные сделки не давал.

Но мэр Орла, в свою очередь, так и не обратился в правоохранительные органы с заявлением по поводу самоуправства или превышения полномочий бывшим руководителем ТТП Митиным. Возникает вопрос – почему? Разве действия Митина не нанесли крупный ущерб предприятию? И нет ли в данном случае коррупционной составляющей и признаков превышения должностных полномочий уже группой лиц, если допустить, что при заключении такой крупной сделки был предусмотрен, например, откат?

В таком случае вырисовывается целый список деяний, подпадающий под ряд статей УК РФ.

Теперь что касается материально-технической базы предприятия и, в частности, так называемых «клычковских подарков» из Москвы: по моему мнению, московские чиновники, мягко говоря, «обули» орловских чиновников и решили проблему с утилизацией полностью изношенных автобусов под видом благотворительности. И товарищ Клычков на это пошел. И как после этого можно верить в клычковскую заботу о людях, которым вместо новых автобусов предоставили списанный подвижной состав? И как выглядит в этом случае отношение Клычкова к экологии нашей области?! Тут вспоминается цитата из «Горя от ума» А. С. Грибоедова:

«АХ, ОТ ГОСПОД ПОДАЛЕЙ;

У НИХ БЕДЫ СЕБЕ НА ВСЯКИЙ ЧАС ГОТОВЬ,

МИНУЙ НАС ПУЩЕ ВСЕХ ПЕЧАЛЕЙ

И БАРСКИЙ ГНЕВ, И БАРСКАЯ ЛЮБОВЬ».

Не стоит также забывать, что вдобавок за вывоз автохлама из Москвы в Орел заплатил городской бюджет, плюс расходы на имитацию бурной деятельности по восстановлению того, что нельзя восстановить (но это уже вопросы к подхалимам и соглашателям из городской администрации и лично к Парахину). Итог: сейчас эти автобусы один за другим отправляются на задний двор ТТП для распила, и это не тот распил, который практикуют нечистые на руку чиновники, а самый настоящий распил на металлолом. При этом предприятие опять тратит деньги на утилизацию…

Еще четыре года назад – 7 февраля 2018 года, я на канале YouTube опубликовал видеоролик, в котором обращался к мэру Орла Новикову и сити-менеджеру Муромскому, призывал их не принимать этот автохлам! Я приводил примеры Тулы, Брянска, Калуги, где городские власти обеспечивают жителей новыми автобусами! От городских властей реакции не последовало.

Видеоролик «Виталий Рыбаков: области снова навязывают очередную проблему» опубликован на канале YouTube 07.02.2018 г.

Вообще уровень компетенции орловских чиновников не перестает удивлять: напомню, не так давно в СМИ прошла информация, что они готовились рассмотреть вопрос перевода орловских троллейбусов… на газ! Но когда общественность возмутилась такой вопиющей некомпетентностью, то, как ни в чем не бывало, объяснили: произошла, как любит повторять Парахин, техническая ошибка…

В качестве резюме хочу подчеркнуть, что руководство нашей страны уделяет особое внимание перспективам развития электротранспорта как наиболее удобного для граждан и, что немаловажно, экологически чистого.

А что мы видим в нашем регионе? У нас все наоборот! Люди получают устаревший, технически непригодный подвижной состав, наносится ущерб бюджету и вред экологии нашей многострадальной малой родины!

И поэтому мне вспоминается старая шофёрская поговорка: ДЕЛО БЫЛО НЕ В БОБИНЕ – ДУРАЛЕЙ СИДЕЛ В КАБИНЕ. К сожалению, у нас герои этой поговорки сидят в чиновничьих кабинетах…

Сохраним и спасем электротранспорт в Орле!

В соцсети ВК распространяется петиция за сохранение электротранспорта в Орле. На момент подготовки материала ее поддержали более 2000 орловцев. В тексте обращения к городским и областным властям говорится:

«Просим обратить Ваше внимание на удручающее состояние общественного электротранспорта в нашем регионе. Наш город может лишиться электротранспорта в полном объеме, если в ближайшее время не принять необходимых мер по его развитию!!!

Мы обеспокоены судьбой единственного предприятия электротранспорта в Орле, для его дальнейшего грамотного функционирования требуется:

  • Своевременное выделение необходимых дотаций;
  • Постоянная подача заявок на участие в федеральных программах по обновлению и развитию общественного электротранспорта;
  • Проработка проектов для получения инфраструктурного кредита;
  • Участие в концессии общественного транспорта (концессионер «Синара» и др.)

Если не предпринять сейчас серьезных шагов в развитии электротранспорта, то совсем скоро жители и гости Орла не смогут ездить с комфортом в чистых салонах, в которых не пахнет примесями отработанных газов.

С потерей электротранспорта статус города в лице туристов потеряет высокий потенциал. Экологическая ситуация в Орле может кардинально ухудшиться после ликвидации трамваев и троллейбусов. Электротранспорт – залог сохранения окружающей среды.

В настоящий момент пассажиры в основном ездят лишь на автобусах малой и средней вместимости, вследствие чего ухудшаются комфорт и социальная доступность среди населения. Следует отметить, что в часы пик автобусы не смогут осуществить комфортную перевозку социальных категорий граждан, в том числе пассажиров с детьми, аллергиков, астматиков, инвалидов, а также пассажиров с крупногабаритной кладью. В результате чего поездка в общественном транспорте в большинстве случаев станет пыткой для пассажиров. Например, как в настоящее время жители района Лужки, где отсутствует городской электротранспорт, испытывают неимоверные сложности при попытке добраться на работу или учёбу в центр города в утренний час пик.

На данный момент ситуация с орловским троллейбусом находится в подвешенном состоянии. Антикризисных мер по спасению троллейбуса как вида транспорта мы не видим, наоборот, складывается впечатление, что все ведет к его закрытию.

Если это допустить, то вскоре может закрыться и трамвайное движение в городе. Потому что содержать единственный трамвайный маршрут на коротком участке не будет целесообразным.

Обращаемся также и к жителям города Орла! Давайте вместе отстоим городской электротранспорт. Не дадим закрыть востребованные виды общественного транспорта».

Оцените статью
Орловская среда
Добавить комментарий