Рукотворная история

Общество

Рукотворная история

Олеся ГущинаКак найти связь между прошлым и настоящим и почему вообще у нас растет потребность ее искать? В чем выражается подлинная, а не показная любовь к своему Отечеству и своему народу? Как найти национальную идею? К размышлениям над всеми этими вопросами неизбежно приводит беседа с подлинно народными орловскими мастерами Олесей Гущиной и Валерием Пановым. Они оба занимаются реконструкцией и воссозданием исторического российского костюма разных эпох. Казалось бы, это – всего лишь одежда, но…

Оба мастера, которые сегодня считают себя близкими единомышленниками, пришли к своему призванию разными путями.

Валерий Панов портной по образованию, специальности, профессии и призванию. Он шьет большую часть жизни. Валерий работал в разных швейных мастерских, но душа требовала чего-то по-настоящему творческого.

Валерий Панов– Всю жизнь же не будешь худые штаны починять, – усмехается он. – Историей я увлекался всегда, а лет 15 назад задумался о том, как легче всего понять прошлое, как бы воплотить его в сегодняшний день. Тогда в Орловской области только появлялась историческая реконструкция – окунулся в нее с головой. Здесь мои навыки пригодились. Могу сшить практически все, но мне ближе всего и интереснее работа над военной одеждой разных эпох. Почему именно это? Мне кажется, что воинская культура для мужчины всегда близка, он, в первую очередь, остается воином, что бы там ни было. И не важно, держишь ли ты в руках боевое оружие. Речь прежде всего идет о внутренней силе, умении взять ответственность и так далее.

Олеся начинала с увлечения ролевым движением – это воссоздание персонажей и историй книг жанра «фэнтези». При этом она подчеркивает, что уже тогда ей было важно не просто нарядиться в красивое платье, стилизованное под европейское Средневековье – для нее принципиальна была историческая достоверность.

– А потом Запад как отрезало, – рассказывает она. – Я обратилась к родной культуре и истории и с тех пор от нее не отдалялась. И не спрашивай, почему! Почему, собственно, должно быть наоборот? Что может быть естественнее, нормальнее для любого человека?

Олеся воссоздает в основном старинную крестьянскую одежду: шьет рубахи, поневы, сарафаны, ткет пояса по старинным узорам. Хотя круг ее интересов довольно широк: ей под силу и дворянская одежда разных эпох, в том числе бальные наряды.

Примечательно, что подобных заказов становится все больше, то есть людям интересна своя собственная история и культура, воплощенная в костюме. И для чего-то все большему числу людей нужно иметь у себя исторический или похожий на исторический костюм.

– Причем заказывают не только реконструкторы, которые выезжают на серьезные исторические фестивали, – говорит Олеся. – Заказывают, чтобы дома ходить или как-то еще использовать в повседневной жизни. Некоторые даже по существу не понимают пока, зачем им это нужно, просто появляется бессознательная тяга.

Все кто ждет победы переходим на сайт ПЕРЕЙТИ

Однако, как признают мастера, некоторые проблемы при работе с клиентами составляет именно это непонимание. Мы настолько сильно отдалились от собственного, даже недавнего, прошлого, что заказы бывают странные. И если Олеся и Валерий своим заказчикам еще могут многое объяснить, работа с каждым идет довольно долго, то на разных фестивалях и праздниках они встречают под названием «русских народных» костюмы самые невероятные.

Мастер Олеся Гущина– Слово «клюква» возникло не вчера, это уже почти научный термин, – вздыхает Олеся. – К примеру, приталенные русские рубахи в стиле «секси» – это очень распространенная и «больная» тема. Причем наряжаются в такое не только и не столько популярные артисты, но даже люди, которые громко называют себя продолжателями традиций, патриотами и тому подобное. Потом девочки недоуменно спрашивают: «Как же быть? Рубаха рвется по швам при движении». Или делают на ней разрезы до самого бедра. И гордо продолжают считать себя «настоящими древними славянками». И таких примеров десятки и сотни.

– Для костюма донского казака приносят синтетическую ткань с требованием непременно сшить из нее, – делится Валерий своим опытом. – Однако тот факт, что людям это стало интересно, уже сам по себе прекрасен! И мы, люди, которые жизнь посвящают изучению и сохранению традиций, должны этот момент не пропустить, это как раз благодатная и благоприятная почва для того, чтобы рассказывать и показывать, как было на самом деле и почему нам это важно. Ведь историческая правда всегда, как бы это сказать, волшебнее, удивительнее и прекраснее, чем все, что мы можем придумать сами.

– Действительно! – подхватывает Олеся. – У меня был случай, когда девушка-заказчица признавалась, что ей психологически некомфортно надеть настоящую русскую рубаху: «Ну, она же такая широкая, ночнушка просто, это ведь неудобно, мешает, в футболке же удобнее!». Однако потом, когда я надела на нее полный костюм, она призналась, что ничего подобного – так, оказывается, гораздо удобнее. А еще позже она мне написала, что теперь уже в джинсах и футболке чувствует себя совсем неодетой. Вы не представляете, как преображаются женщины, когда облачаются в традиционную одежду! Как меняется осанка, пластика, даже взгляд! А ведь костюм определяет сознание, кроме того, в женском крестьянском костюме заключалась модель мира, сила, магия! Я уверена, что это та основа, на которую мы можем опереться в сложные времена всеобщей неразберихи и потери ценностей.

Как рассказывают мастера, традиционный костюм имел настолько много смыслов, что сегодня нам сложно даже представить. Он в конечном итоге, наверное, символически заключает в себе менталитет народа, рассказывает о нем и передает дальше из поколения в поколение. Олеся и Валерий уверены, что в нем спрятана душа народа.

– Мне кажется, что многие наши проблемы из-за того, что нам навязывают ценности, которые нам не свойственны. Русские все же отличаются от европейцев, – рассуждает Валерий. – Мы ищем национальную идею, а в чем она, как не в том, чтобы быть собой? И знание своего костюма, уважение к нему – одна из важнейших составляющих. При этом в той же Европе старинные народные костюмы хранятся в семьях сотнями лет! Их надевают на общественные праздники, носят с гордостью и почтением! Почему мы не смогли взять из Европы вот это?

При этом даже осторожный вопрос: «Ведь любовь к своему не подразумевает ненависти или агрессии к чужому?» – вызывает массу возмущения. «Да как можно о таком даже подумать!». Современные мастера изучают не только традиции в одежде своего народа, но и контекст – культуру других народов, обмениваются опытом. Это помогает понять древние связи, а значит, лучше узнать собственных предков.

– Сегодня в Орле, при том, что у людей есть потребность лучше узнать собственные традиции, – говорит Валерий, – продолжает оставаться некий информационный вакуум. На виду, как и везде, «клюква», а мастера, которые изучают традиции более глубоко и научно, как правило, не выходят из узкого круга, да у них, собственно, нет времени на массовую пропаганду – надо заниматься любимым делом и кормить семьи. Да, мы стараемся участвовать во всех городских выставках, очень много общаемся с людьми, в меру своих сил и возможностей делимся опытом. Однако такого места, центра, куда бы мог прийти любой человек, независимо от возраста, и пообщаться с настоящим профессионалом, просто нет. Мы мечтаем о таком центре, пусть даже небольшом помещении, где могли бы проходить лекции, встречи, выставки, объединяющие разных специалистов в области фольклора и традиций. Пока поддержки, куда бы мы ни обращались, мы не нашли. Для Орла это фантастика, мечты, к сожалению… Но ведь не для других городов! Не говорю уже о Москве и Санкт-Петербурге, такие центры есть в Воронеже, Белгороде… Так что нам, как говорится, есть, в каком направлении работать.

Полина Ханова

Все кто ждет победы переходим на сайт ПЕРЕЙТИ
Оцените статью
Орловская среда
Добавить комментарий