17 ноября 2021



ТТП: точка невозврата пройдена?


№39 (663) от 17 ноября 2021 г.

Ситуация в муниципальном Трамвайно-троллейбусном предприятии в разы хуже, чем была в ПАТП-1 накануне его банкротства. К такому неутешительному выводу пришли депутаты профильного комитета областного совета на ноябрьском заседании. Скорее  всего, будет создана специальная рабочая группа, которая займется спасением МУПа. Но это в будущем. А о том, что происходит на предприятии в настоящем времени, рассказал депутатам недавно назначенный руководитель ТТП Юрий Чемеров.

Несуществующее кольцо

Из некогда довольно разветвленной сети троллейбусов у ТТП осталось всего четыре маршрута: №1, 4, 6 и 8. При этом на линии выходит 25 троллейбусов. Про трамваи наше издание писало уже неоднократно – из-за закрытия Красного моста в городе остался всего 1 маршрут – «Химмаш — Трамвайное депо», на линию выходит 12 трамваев. Забегая вперед, отметим, что сохранить маршрут №4 возможности у властей не было. А вот продлить химмашевский маршрут до площади Ермолова и сделать там разворотное кольцо возможность была, о чем напомнил депутат Иван Дынкович. Однако городские власти всеми силами отказывались и продолжают отказываться от этого решения, что наводит на серьезные подозрения – действительно ли город заинтересован спасать ТТП? К разворотному кольцу мы еще вернемся. Помимо трамваев и троллейбусов с недавнего времени в ТТП появились автобусы. Часть из которых являются дублерами закрытых из-за реконструкции Красного моста трамвайных маршрутов. Именно эти автобусы-дублеры вместо прибыли каждый месяц генерируют серьезные убытки. Хотя опять же, если вспомнить о непостроенном разворотном кольце, то можно было бы оставить всего один маршрут-дублер 4-го трамвая. Люди доезжали бы до главных точек притяжения в Заводском районе, и автобусы-дублеры на этом участке были бы просто не нужны.

Долги тяжкие

Сложная финансово-экономическая ситуация на предприятии формировалась на протяжении многих лет, — отметил Чемеров. В настоящее время расчетные счета предприятия заблокированы. Для их разблокировки необходимо как минимум 158 миллионов рублей для погашения кредиторской задолженности. На 30 сентября долги перед энергетиками достигли отметки в 83 миллиона (энергетики уже подали в арбитраж иск на банкротство предприятия. Рассмотрение дела назначено на 3 декабря), за тепло – 2 миллиона, за газ – 800 тысяч, за воду – 500 тысяч, запчасти – 8 миллионов, ГСМ – 3 миллиона, прочим контрагентам должны еще миллион. Обязательные налоги и сборы – 7,5 миллиона. Отчисления в фонды – 14,3 миллиона рублей. Заработная плата – 8 миллионов. Самая интересная строка – текущие лизинговые платежи. Напомним, 8 месяцев назад были взяты в лизинг 12автобусов ПАЗ в первую очередь и еще 20 – во вторую. При этом задолженность по лизинговым платежам составляет 29,5 миллиона. Общая кредиторка с учетом лизинга приблизилась к отметке в 269,3 миллиона рублей, в том числе лизинговым компаниям ТТП должно 111 миллионов рублей. Своими силами заработать на жизнь ТТП не может – вся надежда на бюджет. Вся месячная выручка предприятия покрывает только расходы на заработную плату и часть налогов. То есть даже налоги полностью ТТП заплатить не может. По итогам работы за 9 месяцев ежемесячный убыток составил 20,7 миллиона рублей, — рассказал Чемеров. Если погасить долги, то ежемесячный убыток удастся снизить до 14 миллионов. Если заменить имеющиеся автобусы и троллейбусы машинами средней вместимости, то расходы еще сократятся. Ведь битком набитыми они ездят только в часы пик – утром и вечером. Весь день муниципальный транспорт по сути возит воздух. На 30 автобусов ПАЗ нужно 195 миллионов.

Дыра на дыре

Почему руководитель ТТП выступил за автобусы, а не за сохранение троллейбусов? По словам Чемерова, очень много затрат связано  с необходимостью ремонта и реконструкции контактной сети, которая изношена уже на 90%. Последняя модернизация была в далеком 2016 году. Нужна реконструкция тяговых подстанций, кабельных сетей. По расчетам 2016 года на эти цели необходимо было 693 миллиона. С учетом подорожания металла теперь реконструкция контактной сети обойдется уже в полтора миллиарда. Не меньше. Еще одна дыра, через которую утекают деньги предприятия, – разница в сумме, которую предприятие получает за перевозку федеральных и региональных льготников по единым социальным проездным билетам. 30% от общего числа льготников пользуются именно транспортом ТТП. За каждую поездку предприятие получает 8 рублей, и из бюджета поступает еще 2,9 рубля. При тарифе в 20 рублей ТТП недополучает с каждой поездки довольно внушительную сумму. Важная деталь: полет в бездну банкротства шел неравномерно. Так, за 9 месяцев 2021 года долги выросли (по сравнению с предыдущим периодом) сразу на 112 миллионов – до 260 миллионов!

Как возник лизинг?

Естественно, особое внимание депутаты уделили самой большой строке долга – лизинговым платежам. Так, депутат Виталий Рыбаков просил обратить внимание на то, что автобусы в лизинг приобретались без согласования с администрацией города. Да и само назначение на должность руководителя Андрея Митина (при котором этот лизинг оформлялся) уже тогда вызывало массу вопросов. Напомним, в нарушение действующего закона, он был назначен без проведения конкурса. Он не имел ни профильного образования, ни опыта работы на предприятиях транспорта, что является обязательным условием для назначения на должность руководителя ТТП. Однако, когда вопрос об отстранении Митина был задан на профильном комитете год назад, за него яростно вступился соратник по партии вице-спикер Михаил Вдовин. На последнем комитете Михаил Васильевич был на удивление молчалив.

Между тем депутат Иван Дынкович задал хороший вопрос: почему автобусы, которые у всех частников привозят прибыль, в ТТП генерируют убытки? На что руководитель ТТП ответил, что автобусы поставили на те маршруты, на которые частник никогда бы не пошел из-за малого пассажиропотока. И городу пришлось выбирать – либо обслуживать пассажиров (хоть и немногочисленных) и топить свое же предприятие в долгах, либо отказаться возить пассажиров и вызвать шквал негатива за неисполнение обязанностей по транспортному обслуживанию населения.
Кстати, помимо энергетиков, лизинговые компании также подали в суд на ТТП, чтобы изъять полученные предприятием автобусы. Так что, если город не найдет деньги на эту строку, то закрытые трамвайные линии останутся без автобусов-дублеров. А город получит как раз второй сценарий развития событий. На окраины частники не пойдут – эту аксиому придется доказать самой жизнью.

Рыба гниет с головы, но чистят ее с хвоста

У многих возникло ощущение, что предприятие вели к банкротству целенаправленно. В пользу этой версии говорит тот факт, что параллельно с ростом цен практически на все с 2017 года ежегодно сокращалась помощь предприятию из бюджетов всех уровней.  Хронические невыплаты за перевозку льготников, снижение бюджетного финансирования плюс перекрытие Красного моста, из-за чего пришлось отменить три из четырех трамвайных маршрутов, плюс приобретение автобусов в лизинг – вот главные моменты, которые легли в основу сложившейся плачевной ситуации.

Председатель комитета Сергей Кутенев предложил как вариант обанкротить ТПП, а на его месте создать совершенно новое муниципальное транспортное предприятие. Возможно, даже с привлечением федерального и областного финансирования. Юрий Чемеров отметил, что вопрос о реорганизации МУПа все равно рано или поздно встанет в повестку, так как по федеральному закону все МУПы должны быть реорганизованы до 2024 года. Так что у Орла есть всего два года, чтобы определить судьбу ТТП. А с учетом дел о банкротстве и о возврате лизинга, которые находятся в арбитраже, этот срок еще меньше.

Немелкие мелочи

Помимо всех вышеперечисленных проблем, на комитете затронули и такую существенную деталь, как получение страховок на работающие трамваи и троллейбусы. Из выступления директора предприятия выяснилось, что ржавые развалюхи, именуемые троллейбусами, страховые компании вообще не хотят страховать. А без страховок транспорт на линию выпустить не получится. Из 25 троллейбусов 6 уже не выходят на линию по этой причине. Депутат Евгений Косогов заинтересовался судьбой автобусов, которые под громкие фанфары прогубернаторских СМИ были привезены из Москвы.  Оказалось, что полученный из столицы металлолом (а за его перевозку были заплачены ОЧЕНЬ большие деньги из бюджета) отправился туда, куда и должен отправляться ржавый металл – в пункт приема лома. Даже двигатели, коробки передач и прочие агрегаты, которые в теории можно было бы задействовать для ремонта оставшихся на ходу «товарищей», увы, использовать не получится, так как в ТТП просто нет автобусов таких марок. Поэтому московские покупки отправляются в металлолом целиком. В итоге за металл предприятие получает по 215-230 тысяч с каждого московского автобуса. Эти деньги пошли в первую очередь  на оплату долгов перед газовиками, чтобы запустить котельную в трамвайном депо. До этого в депо не было ни света, ни тепла.

Банкротство по сценарию ПАТП?

Также депутат Евгений Косогов обратил внимание на пугающее сходство ситуации, которая была накануне банкротства ПАТП-1 и которая сейчас складывается в ТТП.

Депутат Евгений Косогов

— И там, и там был убран руководитель с колоссальным опытом работы, который большую часть своей жизни посвятил именно транспорту, — заявил депутат Косогов. – И там, и там во главу предприятия ставились люди, которые принимали стратегически неверные решения. И там, и там была кадровая чехарда, когда руководители менялись каждые два-три месяца.  Вот только ПАТП-1 отправилось в банкротство с суммой долгов чуть более 60 миллионов – и город не захотел просить деньги у региона для спасения своего предприятия. На ТТП долги уже приблизились к отметке в 260 миллионов!

Кадровая чехарда дает свои плоды: например, Чемеров не смог объяснить, как рассчитывалось и обосновывалось взятие автобусов в лизинг.

— Если цель – потерять единственное оставшееся муниципальное транспортное предприятие, то к этой цели город идет очень успешно, — отметил Косогов. – Без работы могут остаться свыше 600 человек. А ведь у них есть еще и дети, и пожилые родители, которых также нужно поддерживать.

В итоге депутаты решили создать комиссию с привлечением депутатов городского и областного советов, а также профильных чиновников муниципального и регионального уровня, чтобы все же найти выход из сложившейся ситуации.

Сергей Миляхин

 

Опубликовано 17 Ноя 2021 в 14:40. В рубриках: Проблема. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0. Отзывы и пинг пока закрыты. Количество просмотров: 329

Комментарии закрыты.

Новости

ПОДПИШИСЬ ЗА ОТСТАВКУ МУЗАЛЕВСКОГО!



19 СЕНТЯБРЯ ГОЛОСУЕМ ПО СОВЕСТИ!



Уголовная ответственность за фальсификацию выборов.



Сегодня депутаты Справедливой команды посетили строительный объект Красный мост. Работы не ведутся, строительная техника исчезла в неизвестном направлении… Депутаты Справедливой команды держат ситуацию на контроле.



ЧТО НАШЛА СПРАВЕДЛИВАЯ КОМАНДА?



СРОКИ РЕКОНСТРУКЦИИ КРАСНОГО МОСТА, СКОРЕЕ ВСЕГО, БУДУТ УВЕЛИЧЕНЫ.



Вечерний гость - Виталий Рыбаков.



Небезопасные - Безопасные дороги в Орловском районе.



Виталий Рыбаков о скудном бюджете г. Орла



ФАКТ ПО ИМЕНИ ПАРАХИН



Обращение



О переделе рынка пассажирских перевозок в орле



Остаёмся дома!



Свежий номер

Реклама

При цитировании материалов
прямая гиперссылка
на orelsreda.ru обязательна
Главный редактор: Татьяна Филёва
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС 57-0992 Р
Реклама на orelsreda.ru и печатной версии "Орловская среда"
Для пресс-служб и размещения рекламы: : orelsreda@list.ru
тел.: (4862) 76-20-60
адрес: г. Орёл, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 25/27, пом.1
Наш индекс: 302028
© 2013-2020 ООО "Агентство "Орловская среда"