Учил самолёты летать
«Сердце над облаками» – новая книга писателя Виктора Рассохина. Это вклад писателя в раскрытие ранее неизвестных страниц жизни нашего земляка Николая Поликарпова – величайшего авиаконструктора XX века. Очень своевременная книга. В этом году исполняется 120 лет со дня рождения «короля истребителей», так еще при жизни называли Николая Поликарпова, и 100 лет со дня основания русской авиации.
Факты и только факты
Признаем, авторы современных книг и телесериалов, когда обращаются к жизни известных людей, довольно вольно обращаются с фактами, в том числе и с автобиографическими, слишком свободно трактуют многие исторические события. Вспомним, например, сериалы о Фурцевой или Жукове. Книга «Сердце над облаками» достоверна, основана только на документах и воспоминаниях людей, которые знали Николая Поликарпова. Почему именно Поликарпов привлек внимание писателя?
– К сожалению, имя Поликарпова незаслуженно забыто. Жизнью Поликарпова я заинтересовался еще в армии, – рассказывает Виктор Рассохин. – Служил на Дальнем Востоке, в воинской части была хорошая библиотека. Как-то довелось почитать публикацию, где заслуги Николая Николаевича, его вклад в нашу Победу в завуалированной форме принижался. Что, мол, нельзя было выиграть войну на его фанерных «этажерках». Возникло желание опровергнуть эти домыслы. Так я начал собирать материал. Но предметно над книгой работал 11 лет. Перелопатил в прямом смысле тонны архивных документов, ездил по всей стране, встречался с людьми, которые знали Николая Николаевича, наладил переписку с дочерью Поликарпова – Марианной. Она представила много личных документов отца.
Книга написана в соавторстве с сыном Сергеем, который, по словам отца, взял на себя самую трудную часть работы. Рассказывать о Поликарпове и не показать технические характеристики его самолетов, в том числе и в сравнении с немецкими «мессершмидтами», а именно с этой фирмой всю жизнь конкурировало конструкторское бюро Поликарпова, значит, не показать и половину фактов. Сергей сначала собрал, а затем в литературной доступной для читателя форме адаптировал этот сложнейший технический материал. В то же время «Сердце над облаками» – это не технический словарь и даже не документальная повесть. Сам автор жанр произведения определяет как исследование жизни авиаконструктора, показ его во времени и в отношениях с людьми. Это скорее историческая публицистика. Книга, безусловно, привлечет внимание широкого читателя и будет интересна всем, кто интересуется историей отечественной авиации и ракетостроения.
Почему кукурузник назвали кукурузником
Николай Поликарпов должен был стать священником (он родился в селе Калинино Орловской области в семье священника), но посвятил свою жизнь авиации. О том, что сыну местного священника суждено учить самолеты летать, много лет назад рассказал писателю друг детства Поликарпова – Семен Кузьмич Калинин: «Что касаемо карьеры священнослужителя, то Николка даже и не помышлял. Нам мальчишкам это было доподлинно известно. О крыльях он мечтал».
Так оно и вышло. После окончания духовной семинарии, Поликарпов поступил на технологический факультет, затем его судьба свела с авторитетнейшим авиаконструктором Игорем Сикорским. Он много взял у своего учителя, но когда тот решил покинуть Россию, Поликарпов отказался. В книге этому переломному моменту в жизни Поликарпова отведено несколько страниц. Для него это был трудный выбор и одновременно легкий. Тяжело было расставаться с любимым учителем и соратником, и легко было выбрать между эмиграцией на чужбину и служению Родине. Он выбрал Родину.
Начало войны наша армия встретила на самолетах Поликарпова. К 1941 году его истребитель И-16, созданный за восемь лет до начала войны, конечно, устарел. Тем не менее сражался очень неплохо, особенно после того, как Поликарпов вооружил его пушками вместо пулемётов. Уже ранним утром 22.06.1941 г на И-16 был сбит немецкий самолёт над Брестом. Всего в тот день немцы потеряли около трёхсот машин, большинство из которых были уничтожены пилотами, воевавшими на истребителях Поликарпова.
Все кто ждет победы переходим на сайт ПЕРЕЙТИ
Другой самолёт Николая Поликарпова – У-2, в просторечии «кукурузник», все мы знаем по фильмам «Небесный тихоход», «В бой идут одни старики», «В небе “Ночные ведьмы”». Машина, созданная в 1927 году как учебный самолёт, побила все рекорды долгожительства в авиации. Ее выпускали до 1959 года. Надёжная, экономичная и легкая в управлении, она была незаменима в годы войны. Ее использовали и как пассажирскую, и как санитарную, подвешивая кабинки для раненых. Самолёт переоборудовали в ночной бомбардировщик. Немцы называли его «кофемолка» или «швейная машинка», потому что несколько тысяч У-2 практически непрерывно и с большой точностью бомбили их позиции. За ночь самолёт делал пять-шесть вылетов, иногда больше. Очень часто пилотами были девушки, воевавшие в составе женских авиаполков. Двадцати трём из них было присвоено звание Героя Советского Союза.
Интересный факт: почему «кукурузник» назвали «кукурузником? На этот счет есть своя легенда. Немецкий пилот, заметив медленно летевший у самой земли «У-2», решил его сбить. Но самолетик вильнул и еще ближе прижался к земле. Немец на огромной скорости, конечно же, пролетел мимо. Это его еще больше разозлило, и он, снижаясь, пошел на второй круг. Но аса поджидал сюрприз – «У-2» куда-то исчез… Оказалось, что он благополучно приземлился в густом кукурузном поле и замаскировался среди высоких растений. Желая во что бы то ни стало обнаружить и уничтожить желанную цель, немец опустился еще ниже и стал описывать круги у самой земли. Эти-то круги и оказались для него роковыми. Летчик что-то не рассчитал и задел крылом землю. «Мессершмидт» лишился управления, последовали удар и взрыв. Наш же самолетик бодро разогнался, благо для этого ему требовалось каких-нибудь полтора десятка метров, взлетел и, как ни в чем не бывало, продолжил свой путь.
Какой матерый человечище
– Поликарпов был не только гениальный авиаконструктор, но и необыкновенно мужественный человек, – рассказывает Виктор Рассохин. – Его арестовали, затем отпустили, но смертельный приговор так и не отменили. И сложилась такая ситуация: он был и депутатом Верховного Совета, Героем Социалистического Труда но его могли в любое время схватить и без суда и следствия казнить.
Он никогда не предавал своих друзей. Когда посадили его заместителя Томашевича, Поликарпов помогал его семье деньгами и продуктами. Тогда это требовало большого мужества. И даже умирая, писал письма в наркомат, просил, чтобы его конструкторское бюро отдали Томашевичу.
А вот еще один факт из воспоминаний конструктора Василия Тарасова. . Май 1935 года. Чкалов с блеском продемонстрировал И-16 перед Сталиным. «Вот, Николай Николаевич, вы знаете, что между нами общего?» «Не знаю», – отвечает Поликарпов. – «Всё очень просто: вот и ты учился в семинарии, и я учился в семинарии – вот что у нас общего. А знаешь, чем мы отличаемся?» – «Нет», – откликается Поликарпов. – «Ты семинарию закончил, а я – нет». Поликарпов невозмутимо отвечает: «Оно и видно, Иосиф Виссарионович». Сталин насупился, погрозил трубкой: мол, знай своё место.
Место Поликарпову определил не Сталин, а история. 30.04.1958 г. в Орле в сквере рядом с кинотеатром «Родина» установлен памятник авиаконструктору. «Миряне и недруги! Будете в Орле и в Ливнах, снимите шапку пред Богатырем Мысли, на чьих машинах завоевывалась свобода и независимость народов России, Азии и Европы! – так заканчивают книгу о Поликарпове Виктор и Сергей Рассохины.
Справка «ОС». «Ишак». Он же «Муха», он же «Овод», он же «Крыса»
Поликарпов конструктор 80 советских самолетов. До войны на них успели полетать все наши лётчики без исключения. В авиаклубах и училищах его самолеты открывал им дорогу в небо. Его самолеты спасали легендарную экспедицию челюскинцев, его самолеты высоко ценил один из лучших летчиков страны Чкалов, его самолеты сражались в небе над Испанией и воевали на Ханкин-Голе. И-16 — один из лучших истребителей для своего времени. Наши летчики ласково называли И-16 «Ишаком», летчики республиканской Испании — Моска («Мухой»), японские летчики — Абу (Овод), а немцы — Рата (Крыса).
Светлана Субботина
Все кто ждет победы переходим на сайт ПЕРЕЙТИ