Урок правосудия в Орловском областном суде

Общество

Урок правосудия в Орловском областном суде

Урок правосудия в Орловском областном суде

Необычное судебное заседание прошло в минувший понедельник в Орловском областном суде. В роли прокурора, потерпевших, свидетелей, подсудимых, их защитников, секретаря судебного заседания, присяжных заседателей и даже судей были дети – ученики орловских школ, участники проекта «Познаю мир правосудия». И только сам процесс вел профессиональный судья.

…Уже на входе участников и зрителей процесса ждало первое испытание: они прошли настоящую процедуру досмотра и пропуска в здание Орловского областного суда. Судебные приставы проверили документы и содержимое сумок, и только затем школьники и учителя были пропущены в зал судебного заседания.

Сторонам в состязательном процессе, где на первое место выходят только факты, а не личность обвиняемых и обстоятельства, которые подтолкнули к совершению преступления, предстояло доказать виновность или невиновность парня и девушки, обвиняемых в поджоге двух автомобилей. А присяжным, опираясь только на факты и не беря в расчет непростые жизненные обстоятельства, определить, виновны ли подсудимые, и если да, заслуживают ли они снисхождения. Забегая немного вперед, признаемся, что это задача нелегкая, ведь репетиции самого процесса у ребят не было. Все было в первый раз, как в настоящем судебном заседании… Ведь и в жизни взрослые, выступая в суде, порой теряются, что уж говорить о детях. Но председательствующий по делу судья Орловского областного суда А.Ю. Самодумов очень деликатно направлял ребят в нужное русло.

Интерес к первому уроку правосудия в нашей области был настолько велик, что свободных мест в большом зале для слушания дел с участием присяжных заседателей Орловского областного суда не было. Участников и слушателей процесса набралось около ста человек.

За несколько дней до урока в областном суде путем случайной выборки была сформирована основная и запасная коллегии присяжных заседателей из учеников школ – участников проекта (лицея № 1 им. М.В. Ломоносова, лицея № 4 имени Героя Советского Союза Г.Б. Злотина, школы № 20 имени Героя Советского Союза Л.Н. Гуртьева, лицея № 22, лицея  № 32 имени И.М. Воробьева, гимназии № 34). Присяжные приняли присягу, как это бывает в настоящем процессе. Они поклялись «исполнять свои ответственные обязанности присяжного заседателя честно и беспристрастно, принимать во внимание все рассмотренные в суде доказательства, как уличающие подсудимого, так и оправдывающие его, разрешать уголовное дело по своему внутреннему убеждению и совести, не оправдывая виновного и не осуждая невиновного, как подобает свободному гражданину и справедливому человеку». А также самостоятельно выбрали старшину присяжных.

Итак, все в сборе. Секретарь судебного заседания громко объявляет: «Встать! Суд идет!»

Зрители и участники процесса встают. В зал судебного заседания входят судьи – судья Орловского областного суда Александр Юрьевич Самодумов и двое его юных помощников тоже в судейских мантиях – это Дарья Плиско (лицей № 1 им. М.В. Ломоносова г. Орла) и Евгения Пономарева (лицей № 22 г. Орла).

Процесс начался. Слушалось дело по «обвинению» учеников 11-го класса Андрея Кириллова и Анны Тихоновой в поджоге двух автомобилей.

Суд проверил явку сторон, объяснил всем участникам процесса их процессуальные права, пояснил, как правильно нужно обращаться к суду. В том числе судья пояснил подсудимым и их близким родственникам право не свидетельствовать против себя и близких, данное им Конституцией России.

Сторона обвинения допросила свидетелей по делу. Выступили адвокаты. Подсудимые признали свою вину…

По ходу процесса вопросы возникали и у судей-школьников, и у присяжных. Последние, как и положено, писали их на листке бумаги и передавали председательствующему по делу судье, а он решал, можно ли вопрос огласить, или он к делу не относится.

Когда выступление сторон завершилось, и присяжным предстояло отправиться в совещательную комнату, «судьи» Дарья Плиско и Евгения Пономарева обратились к присяжным заседателям с напутственным словом, как это бывает в обычном процессе с участием судей из народа. Евгения напомнила, в чем обвинялись подсудимые, исследованные в судебном заседании доказательства, изложила позиции сторон, сущность презумпции невиновности.

Все кто ждет победы переходим на сайт ПЕРЕЙТИ

– Только вы, присяжные заседатели, вправе, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, сделать вывод о том, можно ли признать установленными обстоятельства дела и на этой основе вынести свой вердикт… Только вы вправе решить вопрос о виновности подсудимых, – сказала, обращаясь к присяжным, «судья» Пономарева.

«Коллегу» дополнила «судья» Дарья Плиско.

– Государственное обвинение считает, что ни один виновный в совершении предполагаемого преступления ни при каких обстоятельствах не должен уйти от ответственности. Кириллов А.Н. и Тихонова А.С. совершили два преступления. Государственное обвинение считает, что это доказанный факт, так как это подтверждают и свидетели, и сами подсудимые.

Защита считает, что необходимо понять и проявить максимальное снисхождение к Кириллову Андрею и Тихоновой Анне.

Оценивать все доказательства вы должны по своему внутреннему убеждению. Ваша обязанность, уважаемые присяжные заседатели, заключается не в том, чтобы угодить своим решением общественному мнению или кому-то еще. Вы признаны в суд, чтобы ответить, доказал ли прокурор обвинение с несомненностью, чтобы без внутренних колебаний и угрызений совести вы могли сказать подсудимым: «Да, вы виновны и заслуживаете наказания». Но если доказательства не убедили вас до конца, и есть опасность осуждения невиновных, вы должны своим вердиктом оправдать их. Такова ваша роль в процессе, – сказала Дарья.

…Взяв вопросный лист, присяжные удалились в совещательную комнату. По проекту у них было 30 минут, чтобы обсудить вопросы и ответить на них, но этого времени ребятам оказалось мало, а когда они все же вышли из совещательной комнаты, то судья, прочитав их ответы, признал вердикт противоречивым и отправил присяжных вновь в совещательную исправлять ошибки.

Конечно, в жизни тайна совещательной комнаты не может быть нарушена, но мы все же ненадолго заглянули к присяжным заседателям и послушали их доводы при принятии решений. Ребята заметили, что в показаниях обвиняемых были противоречия (мальчик утверждал, что девочка ничего не делала, а только стояла рядом, машины он поджигал сам, а девочка говорила, что и она участвовала в поджогах, передавала ему бутылку с зажигательной смесью). Обратили присяжные внимание и на то, что прямых свидетелей, которые непосредственно видели, что именно Кириллов и Тихонова подожгли автомобили, не было… Но как быть с тем, что они сами признали себя виновными?… Не всегда ответы на поставленные вопросы были приняты единодушно, некоторые сомнения в сердца ребят все же закрались.

И вот присяжные вновь в зале судебных заседаний. Зал встал. Стоя старшина огласила вердикт:

«Андрей Кириллов виновен в совершении двух поджогов автомобилей», «снисхождения не заслуживает», а вот Анна Тихонова по одному эпизоду была оправдана, а по второму все же «признана виновной» и «заслуживающей снисхождения»…

…Вердикт оглашен. Первый и трудный для ребят учебный игровой процесс завершен. Они с облегчением вздохнули и начали наперебой делиться впечатлениями, главное из которых, что им этот урок правосудия очень понравился, им было интересно. И хотя они уже бывали в рамках проекта в настоящих судебных заседаниях, все же не очень четко представляли себе свои роли. Но тем не менее со своими задачами все справились.

– Одна из главных ролей на этом уроке отводилась именно присяжным. Нам было важно понять, чем они будут руководствоваться при принятии своих решений, как они будут анализировать полученную информацию, давать оценку доказательствам.

Урок правосудия дает прекрасную почву для размышлений и дискуссий на тему работы суда, законности и справедливости. Это профилактика правового нигилизма и легкомысленного отношения к закону и профориентация одновременно. Возможно, что когда эти ребята станут взрослыми, кому-то из них придет приглашение поучаствовать в рассмотрении уголовного дела в качестве присяжного заседателя, и к обязанностям судьи из народа эти вчерашние школьники отнесутся со всей ответственностью, – прокомментировала урок правосудия инициатор создания проекта «Познаю мир правосудия» заместитель председателя Орловского областного суда Елена Николаевна Суворова.

Пресс-служба Орловского областного суда

Все кто ждет победы переходим на сайт ПЕРЕЙТИ
Оцените статью
Орловская среда
Добавить комментарий