Все орловцы равны, но некоторые чуть-чуть равнее

Общество

Все орловцы равны, но некоторые чуть-чуть равнее

Все орловцы равны,  но некоторые чуть-чуть равнее

№26 (474) от 26.07.2017 г.

 

В этом году на программу «Формирование комфортной городской среды» в Орле планируется потратить 132 миллиона рублей. Средства пойдут из федерального, регионального и муниципального бюджетов. «Львиная» их доля будет направлена на благоустройство дворовых территорий. Но часть пустят и на благоустройство мест общего пользования. В конце.07.в городской администрации прошло общественное обсуждение этой программы. Предполагалось, что будут учтены предложения и пожелания жителей города. Но протокол слушаний не велся. Предлагать что-либо в программу, которая уже идет полным ходом, пришедшие посчитали просто нелогичным. Так что в ходе бурной дискуссии жители просто высказали всё, что у них накипело. А представители разных уровней власти узнали, что думают сами орловцы по поводу эффективности управления в целом и этой конкретной программы в частности. Разговор получился эмоциональным.

Кто не успел, тот опоздал!

В орловскую программу на 2017 год попали 77 дворовых территорий. Уже определены подрядные организации, с которыми заключили муниципальные контракты на выполнение работ. Между тем жители, не попавшие в этот проект и впервые о нем услышавшие в июле на общественных слушаниях, принесли в зал интересные документы. Организаторам слушаний показали папки с документами на включение конкретных дворов в программу благоустройства. На всех бумагах стаяла подпись тех самых чиновников, которые сидели в президиуме. Важная деталь: некоторые дома год за годом безуспешно пытаются попасть в программу ремонта дворовых территорий. Их не включают, так как нет денег. И старших по домам интересовало,почему орловские многоэтажки, стоявшие в очередь на ремонт дворов и в 2014, и в 2015-м, и в 2016-м, вдруг оказались «в пролете», однако 77 «счастливчиков» попали в программу ремонта без очереди?

Чиновники объявили, что якобы новый проект не имеет ничего общего с предыдущим (название-то другое!), и чтобы попасть в него, жильцам необходимо заново проводить собрания собственников и подавать заявку на включение в программу. Но большинство пришедших на обсуждение впервые узнало о «Формировании комфортной городской среды» в середине лета, когда проект уже вовсю действовал! Общественные слушания-то ни зимой, ни весной никто не проводил!

Собравшиеся в зале напомнили «отцам города», что для предыдущей программы уже проводились собрания собственников (а это очень сложная процедура!). Поэтому люди искренне недоумевали: в чем проблема взять уже сформированные списки дворов и включить их в новый проект? Более того, если следовать логике властей, то, когда эта программа закончится и ей на смену придет аналогичная (но с другим названием), людям придется опять проводить собрания и собирать бесконечные бумажки об одном и том же? Нельзя ли сделать так, чтобы единые по сути проекты становились преемниками друг друга? Зачем каждый раз заставлять людей заниматься ненужной и бесполезной бюрократией? Все-таки старшие по домам не получают за это зарплату, а работают на общественных началах. В отличие от чиновников, получающих немаленькие оклады, но при этом не способных (как показали последние события) передать список дворов из одного проекта в другой.

Все равны, но некоторые чуть-чуть равнее

Самый большой накал страстей вызвало выступление замначальника управления городского хозяйства Галины Итальянцевой, которая рассказала об условиях вхождения в программу на 2018 и последующие годы. Первое обязательное условие – это софинансирование из средств жителей для участия в программе. Предполагается, что с жильцов, чьи дворы будут отремонтированы, соберут по 5% (для минимального объема работ) от общей суммы. В тех же дворах, где будут проведены дополнительные работы, доля собственников жилья составит уже 10%. На скептические выкрики из зала Галина Итальянцева возразила, что когда начинался проект по капремонту домов и доля софинансирования граждан была небольшой, многие тоже отказывались участвовать. Но потом, когда программа капремонта доказала свою эффективность, число желающих поучаствовать существенно выросло, хотя и доля софинансирования жителей также существенно возросла.

Второй обязательный момент попадания в программу по благоустройству дворов – участие граждан в земляных работах, охране спецтехники, подготовке дворов, сборе мусора, покраске нового оборудования, посадке деревьев и кустарников и т.д.

Третий момент – привлечение к работам по обустройству дворов индивидуальных предпринимателей, которые имеют помещения на первых этажах многоквартирных домов. Правда, так и не был озвучен конкретный механизм, как именно можно заставить частника, владеющего магазином и даже не заключившего контракт на вывоз собственного мусора, вложить свои средства в благоустройство двора. Скорее всего, здесь сработает принцип: захотел помочь – спасибо, не захотел – ну и ладно, жители поработают и за себя, и за того парня.

Все кто ждет победы переходим на сайт ПЕРЕЙТИ

Платите дважды. А лучше трижды

Первый пункт из выступления Галины Итальянцевой вызвал самое большое число возражений из зала. Старшине по домам напомнили, что сейчас в квартплате есть такая строка, как благоустройство и содержание дворовых территорий. И теоретически средства, собираемые с жителей на благоустройство дворов, должны тратиться исключительно целевым образом, то есть на дворы. Между тем старшие по домам уже который год не могут добиться от своих управляющих компаний отчетов по расходованию собранных средств с актами выполненных работ, чтобы удостовериться, действительно ли собранные средства идут строго по предназначению. Если же управляющие компании так и не предоставят подробные отчеты (а скорее всего, так и будет), то получится интересная картина. Первый раз за свои дворы жители заплатят в ежемесячной платежке. Второй раз жители заплатят в виде 5% сбора (или 10%, кто хочет сделать побольше) по программе благоустройства дворов. А третий раз жители заплатят в виде обязательных общественных работ по благоустройству своей территории. Ведь общественный труд тоже имеет свою цену! И было бы не обидно поработать на самих себя, отметили участники общественных слушаний, если бы не одно «но». В 2017 году жители 77 орловских дворов получат ремонт и без 5%-го софинансирования, и без обязательных общественных работ. Справедливо? По мнению властей – да!

Ваше мнение нас не интересует!

Формально общественные слушания проводились, чтобы узнать мнение жителей по поводу предлагаемых нововведений. Но по факту протокол заседания не велся, а значит, мнение орловцев никого не интересовало. В частности, как уже говорилось, жителей возмутила несправедливость – участники первого года программы получат преимущество перед остальными, которым придется и заплатить 5%, и еще самим поработать. Активисты потребовали, чтобы все были в равных условиях. Но их предложение проигнорировали, заявив, чтоб требование о софинансировании «спущено» сверху.

«Зачем же тогда спрашивать мнение жителей, если «наверху» уже все решено?» – возмущались участники слушаний. Спросили у жильцов, и что они думают по поводу соотношения средств, выделяемых на благоустройство общественных территорий и дворов. Горожане опять же напомнили президиуму, что никого не спросили об этом соотношении в 2017 году. Какой смысл спрашивать сейчас, если и на 2018 год соотношение скорее всего тоже будет спущено «сверху»?

Видимость участия населения. Всем видно?

Еще одним фактом, вызвавшим недовольство зала, стало несоответствие декларируемых условий реализации программы и фактического положения дел. Так, в апреле пресс-служба облсовета опубликовала релиз, посвященный проекту, в котором говорилось: «Необходимым условием решения поставленной задачи (..) должно стать непосредственное участие самого населения во всех этапах благоустройства – проектировании, реализации и контроле». В ходе общественных слушаний прозвучало предложение населения – подбирать ремонтные бригады не на аукционе, а в виде конкурса. Чтобы максимально привлечь к благоустройству орловские фирмы и общественные организации, а также исключить из процесса освоения бюджетных средств гастарбайтеров из стран бывшего СССР (как это было при освоении «юбилейных» денег). Напомним, после окончания «юбилейных» строек городские депутаты громко и искренне вздыхали, что если бы да кабы, да на юбилейные стройки привлекались местные, а не заезжие строители – то городу удалось бы решить и проблему безработицы, и плюс масса денег осталась бы в регионе в виде налоговых платежей.

Между тем предложение зала было зарублено сходу. «Требование закона – проводить выбор подрядчика на аукционе» – заявили залу из президиума. Так что не стоит надеяться, что казна региона получит от этого конкретного проекта хоть какие-то крохи в виде налогов. Все опять уйдет на поддержание экономики стран Средней Азии, откуда и наберут строительные бригады гастарбайтеров.

Не удастся поучаствовать населению и в контроле за качеством проводимых работ. Каким образом старший по дому без соответствующей квалификации сможет убедиться в качестве используемых стройматериалов? Как пенсионер узнает, соответствует ли проекту используемая в его дворе дорожная технология? А по поводу проектов вопрос вообще остался без ответа. Ведь проектирование работ по благоустройству должна делать специализированная организация. И ей за эти работы должны заплатить. Соответственно, «кто девушку ужинает, тот ее и танцует». Как жители, не имеющие отношения к выделению финансов, будут участвовать в составлении проектов? Зачем декларировать заведомо невыполнимые условия? Если уж привлекать население на всех этапах проекта, то необходимо представить и рабочий механизм этого привлечения. Без рабочего механизма можно заявлять что угодно, все равно по факту будет так, как спустят «сверху». А население будет как всегда со стороны наблюдать за очередным «освоением» бюджетных миллионов.

Издевательство над жителями как муниципальная стратегия

И в конце обсуждения горожане начали рассказывать о проблемах, не касающихся проекта благоустройства, но очень хорошо показывающих отношение к орловцам и то, как в городе принимаются решения, затрагивающие интересы граждан. Старшая по дому на Привокзальной площади отметила, что пару лет назад власти без учета мнения жителей, без обсуждения проблемы, даже без предварительной публикации в СМИ – взяли и отменили троллейбус №3, который мог довезти пассажиров от вокзала до центра города. А в этом году для полного счастья отменили и троллейбус №5. В итоге в Советский район с вокзала уходит одна единственная маршрутка. До других точек города нужно либо добираться с пересадкой (а значит, цена поездки составит уже не 16 рублей, а все 32 или 64 в оба конца), либо идти пешком через дворы до остановки завод «Текмаш», так как таксисты у вокзала ломят просто запредельные цены. Может быть, власти уже начнут спрашивать мнение горожан хоть по каким-нибудь вопросам, касающимся городской среды? Потому что пока складывается ощущение, что чиновники разработали планомерную стратегию по ухудшению жизни орловцев по всем направлениям – транспорту, ЖКХ, а теперь еще и по благоустройству дворов. И целенаправленно ее реализуют.

Сергей Миляхин

Все кто ждет победы переходим на сайт ПЕРЕЙТИ
Оцените статью
Орловская среда
Добавить комментарий