Живая старина

Общество

Живая старина

Фестиваль Обрядовая культура моего селаВ областном центре прошел заключительный концерт Четвертого областного фестиваля народной культуры Орловской области «Обрядовая культура моего села».

На суд жюри свои программы, в которых инсценируется один из традиционных народных обрядов, представили коллективы почти из всех районов области – участники присылали видео своих представлений. Однако в финал прошли и удостоились права выступить в Орле всего пять – по одному из Орловского, Ливенского, Хотынецкого и два из Болховского.

Зрители совершили путешествие в прошлое, участники концерта за два часа развернули перед их глазами живую и многообразную панораму крестьянских праздников, которые отмечаются в течение года.

Сначала гости праздника закликали весну и угощались булочками в виде «жаворят» во время обряда «сороки», затем гуляли, пели песни и искали суженого на Троицу, наблюдали за играми молодежи на Медовый Спас, присутствовали при выкупе невесты.

Особый интерес вызвал осенний обряд, инсценированный коллективом из Болховского района, «похороны мух». Он отмечался почти по всей России, обычно в день Семена Летопроводца, 14.09.по новому стилю, и знаменовал собой окончание лета. Считалось, что если мух, клопов и комаров в этот день символически «похоронить», то в будущем году они будут меньше кусать, также верили, что после «похорон мух» начиналось настоящее «бабье лето». Кроме того, как отмечают специалисты, он мотивирован представлениями о связи насекомых с душами умерших родственников и персонажами низшей демонологии. Похороны воспроизводили и вышучивали настоящие похороны: мнимого покойника отпевали и поминали, используя обороты традиционной похоронной причети. В Орловской губернии женщины с плачами отволакивали мух и комаров, завернутых тряпку и помещенных в старый лапоть. В любом случае этот, сегодня практически полностью забытый, обряд был веселым и носил ярко выраженный пародийный характер.

Все кто ждет победы переходим на сайт ПЕРЕЙТИ

На концерте присутствовали зрители самых разных возрастов – школьники, студенты, немало было и людей пожилого возраста. Одна женщина, услышав старинные песни, не смогла сдержать слез: «А вот мать моя также пела в деревне на «сороки». Давно это было, до войны, и деревня наша тогда еще существовала…»

Бессменный председатель жюри конкурса доцент кафедры режиссуры театрализованных представлений ОГИиК Вера Белозерова отметила безусловно важную роль фестиваля в сохранении и возрождении практически исчезнувших традиций, воспитании молодого поколения. Это тем более значимо, что участвуют в «Обрядах моего села» творческие коллективы сельских домов культуры, школ и библиотек. Однако, по ее мнению, для инсценировки подходят далеко не все обряды и традиции старинной крестьянской культуры – многие приходится «отфильтровывать». Особенно это касается обрядов, носящих магический, колдовской или эротический характер.

Действительно, народная культура была наполнена традициями, охватывающими все сферы жизни и человеческой психики: многочисленные «заветные» сказки, матерные частушки, хулиганские песни и достаточно свободные с точки зрения современной нравственности молодежные игры. Безусловно, для педагогической работы с детьми все это не подходит. Но если отказываться от понимания, изучения и рассказывания непонятных современному горожанину традиций, не превратится ли народная культура в простую вывеску, декорацию? Многие специалисты говорят, что желание причесать, «облагородить», представить «идеологически верно» народную культуру идет из советского времени и само по себе это сыграло немалую роль в ее практически полной утрате, едва ли не потере национальной идентичности русских, отторжении всего, что связано с фольклором, у молодежи. Пустая декорация быстро превращается в «клюкву», с возрождением традиций и связями с корнями это не имеет ничего общего. На фестивале было много деталей, которые имели невероятно мало общего с традицией вроде приталенных сарафанов в комплекте с туфлями на шпильках.

Это вопрос, который возник не вчера и остро обсуждается по сей день специалистами. Однако участники конкурса проделали огромную работу, и представляется, что в любом случае фестиваль «Обрядовая культура моей деревни» – это один из тех небольших шагов, которые могут сподвигнуть людей к более глубокому изучению собственной традиционной культуры. Здесь было немало подлинных костюмов, игр, песен, настоящей живой старины, знание которой и связь с которой делает человека действительно сильнее и увереннее в себе.

Полина Ханова

Все кто ждет победы переходим на сайт ПЕРЕЙТИ
Оцените статью
Орловская среда
Добавить комментарий