17 января 2018



Дело ясное, что дело темное

№1 (494) от 17 января 2018 г.

 

12 января в Арбитражном суде состоялось очередное слушание по делу об уличном освещении в городе Орле. Напомним, в рамках энергосервисного контракта ПАО «Ростелеком» заменило свыше 11 тысяч уличных светильников на энергосберегающие. Финансовый эффект экономии просто впечатляет — город станет тратить на 72% меньше на освещение улиц, проездов и тротуаров. Однако уже с первых месяцев работы новых фонарей стало видно — экономия не вызвала положительных эмоций ни у водителей, ни у пешеходов. Самое главное: как показали лабораторные замеры, целый ряд улиц оказался освещен ниже соответствующих ГОСТов. Город отказался принимать такую работу. ПАО «Ростелеком» обратилось в суд.

 

Гладко было на бумаге

 

В двух словах напомним, в чем суть энергосервисного контракта. Предполагалось, что в Орле пройдет масштабная замена старых уличных светильников на современные энергосберегающие. Всего в областном центре планировалось заменить 11 607 фонарей.  При этом на установку светильников город не тратил ни одного бюджетного рубля: энергосервисный контракт реализуется за счет ПАО «Ростелеком» (который выступает генподрядчиком). Город планировал рассчитываться с «Ростелекомом» в течение пяти лет. То есть все эти годы город бы платил за свет так, словно бы на улицах горели старые «прожорливые» светильники. А уже через пять лет, полностью рассчитавшись с генподрядчиком, город получал бы в собственность и фонари (производитель гарантировал 7 лет безаварийной работы), и всю ту экономию, которую дают светодиодные светильники. По прогнозам городских чиновников, экономия должна была составить свыше 179 млн рублей.

 

Между тем, еще до официального окончания контракта в ходе пресс-тура, организованного специально для журналистов, вскрылись очень интересные детали. В частности, по контракту светильники ставились только на уже существующие опоры. Но в Орле имеется ряд улиц, где столбы стоят не в соответствии с ГОСТлм. Например, на улице Горького в районе горпарка светильники закреплены на опорах контактной сети троллейбусов. В итоге расстояние между столбами такое, что никакой мощности не хватит для освещения этого участка дороги по нормативу. Плюс в ряде случаев фонари закрывают ветви деревьев. Плюс на окраинах областного центра есть небольшие улицы, где вообще стоит один единственный фонарь. И там как ни растягивай свет этого фонаря на всю улицу — норматив выполнить не получится. Поэтому на разных совещаниях неоднократно заходила речь о том, насколько корректно было составлено техническое задание — ведь в «Ростелекоме» утверждают, что все светильники заменили точно так, как было прописано в документах. В конце концов после многочисленных жалоб город отказался подписывать акты приема-передачи нового оборудования. И теперь разобраться в этой непростой ситуации должен арбитражный суд.

 

Питерский след

 

Как уже писало наше издание, было бы интересно получить ответ и еще на один вопрос — какую выгоду от контракта получили питерские фирмы (земляки экс-губернатора Вадима Потомского)? Так, например, в интервью одному из орловских СМИ гендиректор фирмы «Пумос» (поставщика светодиодных светильников) Евгений Путилин подробно рассказал о реализации энергосервисного контракта. В том числе и о том, что при производстве светильников используются комплектующие брендов, «годами зарекомендовавших себя на российском рынке». Путилин назвал фирму-производителя японских светодиодов Nichia, а также сообщил о некоем предприятии из Санкт-Петербурга, которое снабжает блоками питания: «петербургские драйверы постоянного тока имеют международные сертификаты и европейские протоколы испытаний». Питерскую фирму Путилин по каким-то причинам не назвал. Между тем, в беседе с одним из чиновников в ходе пресс-тура удалось выяснить, что тестовые замеры перед реализацией контракта велись на оборудовании одной фирмы, а по факту в городе стали ставить совершено другое оборудование.

 

Суд да дело

 

Между тем, в ходе судебного заседания 12 января о нестыковках техзадания и реального положения дел речи не шло. Более того, как отметила представитель ответчика, энергетический паспорт и отчет о его исполнении вообще до сих пор не приобщены к материалам дела. Напомним, ранее в ряде СМИ появилась информация, что спор «Ростелекома» и города может быть закончен мировым соглашением. Но 12 января выяснилось, что стороны не смогли прийти к обоюдному согласию. Более того, пока шло обсуждение мирового соглашения, на некоторых участках, являющихся предметом судебного разбирательства, шли работы по устранению недостатков. Если на этих участках светильники заменены на более мощные или установлено дополнительное оборудование, то есть уровень освещенности приведен к нормативу — это существенно повлияет на дальнейший ход судебного дела, отметили представители ответчика.

 

В ходе заседания были озвучены и такие мнения сторон. Представители городской администрации попросили приобщить к делу представление от ГИБДД об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан на дорогах. ГИБДД требует от УКХ привести освещение к нормативным показателям по целому ряду улиц. По мнению ответчика, этот документ свидетельствует о ненадлежащем исполнении работ по контракту. Представитель истца отметил, что в данном случае речь идет не об уровне освещенности улиц, а о том, что ряд светильников могу выйти из строя. Предметом судебного разбирательства же является уровень освещенности. Оборудование (кстати, любое) не является пожизненно гарантированным. Представители города отметили, что неработающее оборудование также является предметом судебного разбирательства –  и об этом шла речь с самого начала.

 

Между тем, в ходе заседания 12 января город подал встречный иск к «Ростелекому», который в течение 5 дней либо будет отклонен, либо принят к производству, и тогда история станет еще запутаннее. Пока в судебном заседании объявлен перерыв до 19 января. Поясняя встречный иск, представитель ответчика сослался на энергосервисный контракт, где прописано, что протокол измерения освещенности должен быть приложен к каждому мероприятию (а в контракте 495 улиц). По факту было представлено всего 107 протоколов на 38 улиц. Представитель истца пояснил, что если будет удовлетворен встречный иск, то и по первому иску «Ростелекому» будет отказано. Кстати, во встречном иске речь идет о замерах по всем 495 улицам. Если уровень освещенности на всех улицах будет признан соответствующим нормативам — город подпишет акты приема-передачи.

 

Здесь следует сделать важную оговорку — по климатическим условиям проведение экспертизы уровня освещенности 495 улиц сейчас крайне затруднено, тем более в таких масштабах. Поэтому рассмотрение спора может затянуться еще на несколько месяцев. Редакция «Орловской среды» будет следить за ходом судебного разбирательства и еще вернется к этой теме в одном из следующих номеров.

 

Догоним и перегоним Африку?

 

В заключение хотелось бы отойти от темы энергосервисного контракта и поговорить об энергоэффеткивности вообще. Стремление к экономии электроэнергии иногда дает неожиданные перегибы. Об этом очень хорошо рассказал в интервью журналу «Наука и жизнь» еще в 2012 году идеолог и координатор Ярославского энергетического форума Андрей Лукашов (Подробнее см.: http://www.nkj.ru/archive/articles/20681/ («Наука и жизнь» №5 2012 г., «Судьба киловатта, или за какую энергетику мы платим?»)

 

— Люди часто произносят слова, смысла которых не понимают. «Энергоффективность» — одно из таких слов. Его пытаются сделать чуть ли не синонимом энергосбережения, как будто идеал эффективности — жить при лучине. Согласно данным Международного энергетического агентства, по формальным показателям энергоэффективности первое место занимает Гвинея-Бисау, на втором — Республика Бурунди. Мы что, экономически отстаём от Бурунди? Она эталон, к которому надо стремиться? — отметил в интервью Андрей Лукашов.

 

В Орле взялись реализовывать энергосервисный контракт, суть которого в экономии эксплуатационных расходов за счет повышения ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ. Сэкономленные миллионы по факту оказались важнее человеческих жизней (сообщения о пешеходах, сбитых на орловских переходах появляются в сводках ДТП чуть ли не ежедневно). И самое печальное, что движение в этом направлении не прекратится. Ведь впереди еще Бурунди и Гвинея-Бисау. А энергосервисный контракт будет реализован в этом году и в других районах Орловской области.

 

Сергей Миляхин

 

Опубликовано 17 Янв 2018 в 13:56. В рубриках: Проблема. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0. Отзывы и пинг пока закрыты. Количество просмотров: 275

Комментарии закрыты.

Новости

Говорит депутат Рыбаков: об обманутых дольщиках п.Нарышкино


Виталий Рыбаков проинспектировал мост "Дружбы" в Орле


Евгений Косогов на пресс-конференции, посвященной капремонту моста "Дружбы"


«ЛИЦО ПОПРОЩЕ, И ЖИЗНЬ УДАЛАСЯ»


Как восприняли депутаты облсовета отчет Андрея Клычкова


Депутат Рыбаков В. не согласен с докладом Тарасова В и задал ряд вопросов


Депутат В. Рыбаков задал ряд острых вопросов Филатову С.


Музалевский Л.С. заставляет депутатов фракции Единая Россия увеличить тариф ЖКХ


Депутат Рыбаков призвал спикера Музалевского сложить полномочия из-за публичной лжи


Виталий Рыбаков: области снова навязывают очередную проблему


Орловцы обратились к Путину с просьбой возобновить работу ПАТП-1 и наказать виновных в его банкротстве


Депутаты Елесин С. и Коновалов И. выступили против взятия кредита в 500 млн рублей


Депутат Виталий Рыбаков проверил состояние дорог города Орла


Свежий номер

Реклама

При цитировании материалов
прямая гиперссылка
на orelsreda.ru обязательна
Главный редактор: Татьяна Филёва
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ТУ 57-00254
Реклама на orelsreda.ru и печатной версии "Орловская среда"
Для пресс-служб и размещения рекламы: : orelsreda@list.ru
тел.: (4862) 76-20-60
адрес: г. Орёл, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 25/27, пом.1
Наш индекс: 302028
© 2013-2015 ООО "Издательский дом "Орловская среда"