Посмотреть на мир глазами индуса

Орловчанка Наталья Чупахина продолжает рассказ о своем путешествии в Индию.

(начало в №35 от 11.09.2013 г.)

Прикоснуться к белому человеку

После Дели мы отправились неделю пожить на ферму в предгорьях Гималаев недалеко от деревни Уттаракхал. Там мы сняли этаж в небольшом коттедже. Это тихое, спокойное место, окруженное зелеными горами.

С владельцем этой фермы мы списались по Интернету. Это зажиточный индус, у него несколько таких ферм, несколько участков земли. Он получил европейское образование, знает языки, путешествовал по миру. Как он рассказывал, сначала он приглашал людей с Запада в гости бесплатно. Но поведение таких гостей его не радовало – они вели себя в доме непристойно. Тогда он стал брать за проживание небольшую плату либо предлагать волонтерскую помощь – таким образом сомнительные личности исчезли. Хотя иногда хозяин  до сих пор вовсе не берет денег с тех людей, которые ему очень понравились.

Мы гуляли по деревне, смотрели на Гималаи, купались в горной реке, дышали чистейшим воздухом. Вставали около семи утра, занимались йогой – в девять уже было жарко.

С нами на ферме жил француз. Он с утра до вечера цедил дорогой ром, курил гашиш и любовался видами с террасы. В таком режиме он жил месяц, а когда мы уезжали, он сообщил, что, наверное, останется еще на месяц… Вообще, гашиш в Индии – дело обычное, курят все – от полицейских до женщин.

С фермы ходили в деревню. Что удивительно, когда в Индии приезжаешь в туристический город, местные к тебе проявляют, прежде всего, корыстный интерес: хотят что-то продать, куда-то отвезти, получить от тебя деньги. А в индийской деревне тобой интересуются просто так. Когда идешь там по улице, на европейца выходят смотреть, просят сфотографироваться. Очень любят телесный контакт: в некоторых местах до сих пор считается, что прикоснуться к белому человеку – к счастью. Они очень хотят пообщаться, рассказывают о себе, о своей деревне.

В деревне живут бедно, в лачугах, спят на полу. Есть дома, конечно, чуть побогаче, но это значит, что просто членов семьи побольше. Однако деревенские дети активно посещают школу, туда они ходят всегда в идеально чистой, отглаженной, аккуратной форме.

Индусы почти постоянно сохраняют радостное расположение духа, никогда не жалуются. У нас же, если у тебя есть машина, квартира, работа, летом ты ездишь отдыхать на курорт, ты все равно мрачен и недоволен. Это был контраст, который бросается в глаза российскому человеку. Мне кажется, что это еще связано с духовностью – религией пронизан весь быт людей, даже в самой захудалой деревушке есть храм, о котором заботятся местные жители.

Индия разных религий

Мы увидели Индию разных религий – индуизма, тибетского буддизма и ислама. Часто бывает, что все три религии сосуществуют в одном городе. С утра тебя будит призыв на намаз, а вечером ты слышишь буддистские барабаны и трубы. Почти всегда люди разных конфессий живут мирно и даже ходят друг к другу в гости.

Правда, нам пришлось побывать и в зоне политических беспорядков – в штате Джамму и Кашмир. Он является спорной территорией с Пакистаном, и большая часть жителей в этом штате – мусульмане, которые, по всей вероятности, поддерживают присоединение к Пакистану. Этот конфликт длится уже не первое десятилетие. Как раз во время нашего пребывания в приграничном городе Шринагар пакистанцы прорвали пограничное оцепление, убили 15 индусов, в город ввели войска, перекрыли дороги, автобусы обстреливали или забрасывали камнями. Единственным способом выбраться в тот момент из города был самолет, хоть это и оказалось дорого.

В Шринагаре поразили дома на озере – люди просто живут на лодках. Лодки были, как и дома, совершенно разные – бедные и богатые, двухэтажные. Там же, на озере, находится отделение банка – можно доехать на лодке, обменять деньги, вернуться обратно. Мы и поселились на лодке. Надо сказать, что все отходы льются с лодок прямо в озеро. Что-то подсказывало, что и в душе вода была как раз из этого озера… Такой круговорот веществ в природе получился.

Мы побывали в Малом Тибете, в городе Ле. Он известен тем, что находится в долине с прекрасным климатом. Но чтобы до нее добраться, надо было преодолеть несколько горных перевалов – самый высокий в пять с половиной тысяч метров. Проезжая некоторые участки, водитель автомобиля, который мы наняли, молился, использовал все свое мастерство и уповал на благосклонность богов, чтобы благополучно доехать… Почти у всех началась горная болезнь – болела голова, дыхания не хватало, кого-то тошнило, кто-то падал в обморок.

В Ле оказался замечательный сервис. Можно снять вполне приличный номер в хостеле за 400 рупий в сутки – 200 рублей. В этом городе располагается серьезный центр тибетского буддизма. Здесь мы посетили масштабную Шанти-ступу, зал для медитаций. Туда может войти любой, взять подушечку и, сидя на ней, в полной тишине перед ликом Будды провести столько времени, сколько ему нужно.

Город был наводнен туристами с Запада. Их чаще всего и можно было видеть на улицах днем, когда местные жители соблюдают сиесту. В туристических магазинах все продается втридорога, но продавцы очень любят торговаться, им это интересно, что-то вроде соревнования и общения одновременно. Как раз во время торговли ты узнаешь, как они живут, чем дышат. Они спрашивают и рассказывают о тебе: «Вы из России? О, мы знаем, что русские – богатые люди, они тратят много денег». Если торговаться достаточно долго и увлеченно, при хорошем знании английского, то цену можно сбить в два раза. Под конец нам с возмущением говорили: «Да вы что, евреи что ли?! Нет, вы пакистанцы, просто террористы!».

Город йогов

Последняя наша остановка была в городе Ришикеш, который известен как город йогов, центр шиваистского индуизма. Город практически живет тем, что приезжают туристы, останавливаются в ашрамах, занимаются йогой у местных мастеров. Если местный житель не мастер йоги, не содержит ашрам, заработать здесь он может, просто нарубив небольшие дощечки пахучего сандалового дерева и продавать туристам, сандала там,  примерно как у нас дубов и берез.

Недалеко от Ришикеша находится исток Ганга, священная река там удивительно чистая и невероятной красоты. Помимо йоги в Ришикеш со всего мира люди едут за оздоровлением. В ашраме можно получить консультацию специалиста по традиционной индийской аюрведической медицине, он пропишет натуропатические лекарства. Говорят, что вместе с оздоровительными йогическими асанами и чистым воздухом это дает замечательный эффект.

Хоть мы и поселились в ашраме, денег на полный курс йоги у нас не хватало, практиковали в основном самостоятельно, но несколько уроков с инструкторами у нас все же было.

Надо отметить, что йоги, как показывают в фильмах и познавательных передачах, просто так в этом городе по улицам не ходят и в позе лотоса не сидят. Не знаю, может, не сезон у них был. Один раз мы видели садху, который ходил по улице с ручной коброй, которую все желающие за отдельную плату могли погладить или подержать.

Народ там живет побогаче. Женщины в разноцветных сари несут на головах огромные грузы, иногда слегка поддерживая их рукой, как это у них происходит, непонятно. Походка у них при этом совершенно невероятная – мягкая, грациозная!

Повар из ашрама предупредил, что если мы купим на улице фрукты, их нельзя нести в руках или обычных полиэтиленовых пакетах. Мы об этом забыли, конечно. Когда возвращались с фруктами обратно, на мосту на нас напали обезьяны, первая прыгнула на одного из друзей, другая оскалилась и не пропускала без мзды – бежать было некуда, обезьяны отвоевали часть фруктов…

В Ришикеше на некоторых наших друзей просто удивительно было смотреть – так они менялись. Видимо, снисходило ощущение благости, радости, духовного начала во всем. Вот задумалась сейчас, что будет, если взглянуть на мир глазами индуса? Будет ли все как прежде или поменяется в тебе что-то? Пока не знаю, кажется, надо для этого не раз посетить эту страну. Хотя, наверное, у меня появилось чуть больше легкости по отношению к жизни, стала меньше тревожиться, беспокоиться. Ты видишь, как индусы к ней относятся, и думаешь: «А ты-то что переживаешь?». Поняла, что надо проще относиться к реальности, потому что эта реальность, скорее всего, также иллюзорна, как они о ней говорят, и мы ее творим своими мыслями».

Записала Елена Маслова

Фото Дениса Герасимова

 

Окно в небо
Люди в колесе истории
Памяти Николая Володина
Опубликовано 19 Сен 2013 в 13:36. В рубриках: Персона. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта. Количество просмотров: 1 306

Митинг против Вадима Потомского 08.09.2017


Игорь Рыбаков о фактическом запрете публичных мероприятий законопроектом Потомского


Депутаты Елесин С. и Коновалов И. выступили против взятия кредита в 500 млн рублей


Депутатов не пускают в здание облправительства


По Орлу провезли топиарного "Шрэка"


КАК МИМО ЛЁТНОЕ ВИДЕНЬЕ


ОШИБКА ПРЕЗИДЕНТА


Депутат Виталий Рыбаков проверил состояние дорог города Орла


ГАРАНТ НА КРОВИ


Игорь Рыбаков требует ответов на заседании облсовета 28.04.2017


ПЕЙЗАЖ ПОСЛЕ БИТВЫ


Капитан Вадим Потомский пытается ответить на неудобные вопросы


СЪЕШЬ ПИРОЖОК


КАК ЭТО ЧАСТО НЕ СОВПАДАЕТ.


НЕ ПО ПОНЯТИЯМ.


ПРИГОВОР ДОРОЖЕ ДЕНЕГ.


ОШИБКА РЕЗИДЕНТА.


Жил отважный капитан.


Вадима Потомского поздравляют с 23 февраля.


Потомский подполковник


Парня в горы тяни рискни


Поздравление для
Вадима Потомского
с Новым годом!


Свежий номер

Реклама

При цитировании материалов
прямая гиперссылка
на orelsreda.ru обязательна
Главный редактор: Татьяна Филёва
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ТУ 57-00254
Реклама на orelsreda.ru и печатной версии "Орловская среда"
Для пресс-служб и размещения рекламы: : orelsreda@list.ru
тел.: (4862) 76-20-60
адрес: г. Орёл, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 25/27, пом.1
Наш индекс: 302028
© 2013-2015 ООО "Издательский дом "Орловская среда"