27 мая 2020



Про Фому и про Ерему

В Орле опять обсуждали «мусорные» проблемы

№18 (597) от 27 мая 2020 г.

Город опять зарастает мусором. Несмотря на заявление областных властей, что с приходом регоператора в Орле станет заметно чище, центр Орловщины опять оказался на пороге мусорного коллапса. Число жалоб в горсовет достигло критической массы. Мэр Василий Новиков опять собрал всех участников мусорной реформы на оперативный штаб, чтобы в ручном режиме попытаться найти выход из тупика. Здесь-то и выяснилось, что вопросов и проблем ничуть не меньше, чем было до начала «мусорной реформы». Только их беглое обсуждение заняло полтора часа. На некоторые (самые сложные) вопросы вообще не было получено никаких конкретных ответов. Но некоторые дельные предложения все же прозвучали.

Шесть больших бед

Самый полный и детальный «разбор полетов» — отчего и почему произошел очередной мусорный завал — сделал замначальника управления городского хозяйства и транспорта администрации Орла Александр Филатов. Он перечислил шесть ключевых моментов. Первая по остроте проблема — это ненадлежащая уборка контейнерных площадок и прилегающих к ним территорий. Проблема, надо сказать, не новая. Еще в 2019 году были предприняты практические шаги по ее решению. На тот момент три перевозчика, обслуживающие областной центр,  заключили с регоператором – компанией «Зеленая роща» — договоры, в рамках которых они убирали территорию в радиусе трех метров от контейнерной площадки. К сожалению, в январе 2020 года, после анализа юридических полномочий, региональным оператором было принято решение отказаться от договорных отношений. Таким образом, сейчас перевозчики не имеют договоров и, как следствие, не убирают контейнерные площадки. На практике проблема решается, но фрагментарно. Например, по данным Александра Филатова, где-то перевозчики все же убирают крупногабаритные отходы (КГО), которые скопились вне контейнеров и бункеров; где-то удается  мобилизовать экологические отряды при районных администрациях (к сожалению, в данном случае они отвлекаются от профильной работы по уборке территорий общего пользования). Т.е. системно организационно-правовая схема не выстроена. Это негативно сказывается на эстетическом и санитарном состоянии контейнерных площадок.

Вторая проблема — несвоевременный вывоз крупногабаритного мусора и растительных отходов (которые также можно классифицировать как крупногабаритные). СанПиНы регламентируют определенный срок вывоза отходов этой категории — 7 дней. По факту зачастую кучи вокруг контейнеров не убирают по несколько недель. Здесь есть и еще важная деталь — социологическая «теория разбитых окон».  В рамках статьи мы не можем детально познакомить с ней читателей, но желающие найдут суть в Интернете. Согласно этой теории, вовремя не вывезенный крупногабаритный мусор затем становится очагом несанкционированных свалок. Люди видят мусорную кучу и добавляют к ней пакеты и мешки с бытовым мусором. А такую «пересортицу» уже не принимают у перевозчиков, а сортировать мусор у контейнеров – не их задача. Как пояснил Александр Филатов, проблема обострилась именно в 2020 году. Ранее городе была налажена практика взаимоотношений с мусоросортировочным предприятием «ЭкоСити», когда традиционно выделялись талоны на бесплатный вывоз растительных и крупногабаритных отходов. Эти талоны распределялись между управляющими компаниями и хозсубъектами. К сожалению, финансовые проблемы АО «ЭкоСити» не позволили дать администрации бесплатные талоны. Поэтому экологический двухмесячник прошел в усеченном формате. Хозсубъекты были вынуждены аккумулировать КГО на контейнерных площадках, что привело к перенакоплению отходов.

Третья беда города — дефицит бункеров и контейнеров, особенно это касается Железнодорожного и Заводского районов Орла. Суммарно по городу необходимо порядка 2 000 контейнеров и бункеров. И здесь опять же мы приходим к пробелу в федеральном законе. Законодатели очень нечетко прописали, кто же должен закупать новые контейнеры? В разъяснении говорится, что это могут делать все: и власти, и регоператор, и перевозчики, и даже сами жители. Вот только если регоператор получает за это деньги от населения, то сами жители не горят желанием платить дважды – сначала по тарифу «Зеленой роще», а потом еще и за контейнеры. У властей есть проблемы и помимо контейнеров – в нищем городском бюджете нет денег на другие, более важные задачи. Самым ярким примером сложившегося абсурда было названо строительство новых контейнерных площадок за счет городских денег. В Орле действует специальная программа по обустройству площадок. Но по факту  из 19 площадок, которые обустроили для жителей в прошлом году, 8 площадок до сих пор стоят без контейнеров. Жители вполне логично недоумевают: зачем обустраивать площадки, если контейнеры город купить не в состоянии? Но и с покупкой контейнеров городом не все так просто, как может показаться на первый взгляд. У всех перевозчиков разная техника. Следовательно, городу нужно каким-то волшебным образом угадать, какая техника будет у перевозчика, который будет в дальнейшем обслуживать данную конкретную площадку, и купить за бюджетный счет именно тот тип контейнера, который сможет опрокинуть в свой кузов мусоровоз конкретного перевозчика. А в двух районах города перевозчики поменялись только за 1 год!

Четвертая беда – нехватка спецтехники у перевозчиков. Два перевозчика из трех заняты вывозом мусора не только в городе, но и в районах Орловской области. Поэтому часть спецтехники (те же погрузчики для КГО) сейчас работают вдали от Орла. Следовательно, убирать отходы вокруг контейнеров им просто нечем. Недолгая история взаимоотношений перевозчиков с регоператором уже показала, что договоры расторгаются с той же легкостью, что и заключаются. Естественно, что перевозчики в такой ситуации не спешат инвестировать в закупку спецтехники. Ведь завтра «Зеленая роща» может просто попросить их «с вещами на выход». Два перевозчика в прошлом году уже испытали этот сценарий на собственной шкуре.

Пятой была обозначена проблема обслуживания бесконтейнерных площадок или почасовых мест сбора ТКО, а также ликвидация несанкционированных свалок. Управление Роспотребнадзора считает, что бесконтейнерный сбор мусора не вполне легитимен и приводит к ухудшению эпидситуации. Но город строили до того, как вступили в силу новые нормы и правила. Частный сектор (особенно в Заводском и Железнодорожном районах) застроен так плотно, что оборудовать контейнерные площадки на необходимом удалении от жилых домов просто нереально. Так что по Орлу сейчас более 500 точек сбора мусора в мешках. И проблема кроется в своевременном вывозе оттуда ТБО. Перевозчикам экономически невыгодно часто мотаться по узким окраинным улочкам, так как путь длинный, а мусора в итоге набирается не так много, как в «спальных районах». Но если мусор вовремя не вывозить – вспоминаем «теорию разбитых окон». Да и бездомные собаки только рады такому обилию вкусной и разнообразной пищи. При этом жители частного сектора платят регоператору наравне с жителями многоэтажек и справедливо требуют, чтобы их мусор вывозили регулярно.

Шестая «болевая точка» — ликвидация стихийных свалок. Ликвидировать свалки может как регоператор, так и сам собственник земли (в Орле это муниципалитет). В этом году планируется заключить очередной контракт на вывоз стихийных свалок. Однако никто не горит желанием браться за эту работу. Перевозчикам непонятна логистика: куда везти мусор с несанкционированных свалок? Напомним, раньше подрядчики планировали вывозить мусор на полигон в Мценском районе (в Орле не принимают отходы на захоронение – только на сортировку). Собственно, именно так прописано и в территориальной схеме обращения с отходами, разработанной в областном профильном департаменте. Вот только в последнее время ситуация на полигоне в Мценском районе вызывает массу вопросов. Подрядчики не берутся за муниципальный контракт, так как не уверены, что смогут его выполнить. Аналогичная проблема сложилась и с уборкой городских кладбищ. Мусор оттуда не попадает под категорию ТКО, следовательно, не подлежит сортировке. Везти отходы с кладбищ нужно под Мценск, а там… Короче, тупик еще тот. По счастью, на заседании оперативного штаба присутствовал руководитель департамента строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Денис Блохин, который вполне мог бы ответить на вопросы – куда же везти отходы с кладбищ и какая судьба ждет Мценский полигон? Но господин Блохин повернул разговор в совсем другое русло и ответа на конкретный вопрос о судьбе Мценского полигона от него так и не дождались. Поэтому вернемся к нему чуть позже.

Серьезный довесок

Помимо городских проблем на заседании штаба прозвучали и вопросы, выходящие за пределы компетенции муниципальных властей. Так, например, руководитель мусоросортировочного завода «ЭкоСити» Юрий Парахин рассказал, почему его предприятие должно было остановиться. Здесь тоже масса проблем, но особо выделяются две составляющие – неплатежи регоператора и загадочным образом рассчитанные нормативы образования мусора.

Руководитель УК «Зеленая роща» Михаил Панченко пояснил, что кредиторская задолженность перед этим предприятием приближается к 13 миллионам рублей. И ситуация характерна не только для «ЭкоСити». «Подобная кредиторская задолженность сегодня есть практически перед всеми контрагентами. Она составляет в среднем около полутора месяцев. Мы видим два пути выхода из сложившейся ситуации. Сейчас мы находимся на последней стадии переговоров с двумя крупными банками по кредитованию УК «Зеленая роща» в объеме от 40 до 60 млн рублей. Ожидаем, что он будет получен в течение ближайших недель. Кроме того, мы ждем субсидии от федерального центра. Это около 58 млн рублей. В случае ее получения вся кредиторская задолженность перед контрагентами будет погашена»,- рассказал руководитель «Зеленой рощи».

Что касается расчета норматива образования отходов. Напомним, перед воротами «ЭкоСити» стоит пост весового контроля, который взвешивает и ведет учет всего поступившего мусора. Департамент, который возглавляет господин Блохин, еще в январе 2019 года решил провести собственные замеры и установил весовой контроль на единственной дороге, которая ведет к мусоросортировочному заводу. Мы писали об этом в статье «Мусорный ветер перемен» №2 (539) от 23 января 2019 г. Более того, корреспондент «Орловской среды» своими глазами видел этот «независимый» пост весового контроля, когда был на экскурсии на заводе «ЭкоСити». То есть у департамента господина Блохина были все необходимые данные для объективного расчета объемов мусора, который производится в Орле. Однако на 2020 год нормативы образования мусора (как в 2019 году) были рассчитаны по совершенно абстрактным цифрам, которые не имеют к суровой орловской действительности вообще никакого отношения. И отвечая на вопрос, как такое получилось, господин Блохин ловко перевел стрелки на… простых жителей! Это было настолько гениально, что мы приведем цитату чиновника полностью: «Мы говорим порой, что тариф низкий или еще какой-то. Но я считаю, что увеличивать тариф можно только когда люди увидят реальные подвижки. Когда появятся контейнерные площадки новые, когда на них появятся контейнеры. Когда будет своевременно вывозиться не только контейнер, но и убираться площадка, и то КГО, когда ветки  будут вывозиться. Только тогда людям можно будет объяснить, а почему такой тариф».

Поясним для читателей еще раз: Блохина спрашивали про Фому, а он отвечал про Ерему! Жители имеют отношение к нормативам образования мусора только один раз — когда выбрасывают отходы в контейнер. И эту величину совершенно точно и беспристрастно фиксируют весы, когда мусоровозы заезжают на разгрузку. Данные по Орлу собирались в течение всего прошлого года (причем двумя независимыми весовыми постами!) Однако в итоге орловцы в своих квитанциях видят совершенно не ту цифру, которая реально отражает объемы образованного ими мусора. И почему так происходит, должны спрашивать все, кто платит «Зеленой роще». Пока же ответа на этот вопрос пытается добиться в суде только руководитель «ЭкоСити».

Кстати, помимо двух вышеупомянутых крупных проблем, на «ЭкоСити» есть и головная боль поменьше. Уже не первый год не удается наладить четкую систему сбора и утилизации автомобильных покрышек. Сейчас их отбирают на сортировочном заводе, и затем предприятие вынуждено их утилизировать за свой счет, так как покрышки не входят в состав ТКО. При этом в территориальной схеме не проработан (или же проработан, но совершенно не действует) механизм сбора и утилизации старых шин. По словам Юрия Парахина, в месяц отбирается по 3-5 тонн покрышек, подмешанных в бытовой мусор. И все их затем приходится утилизировать как промышленные отходы.

Дельные предложения

Участники оперативного штаба всё добавляли и добавляли свои замечания, из чего стало понятно – бед в этой сфере огромное количество. Например, главы районов отметили необходимость оперативно решать проблемы. Сейчас возле контейнеров скопились мешки с прошлогодней листвой, собранные в ходе уборки жителями. Это не ТКО, и никто не знает, что же с ними делать. Опять же никто не отменял «теорию разбитых окон» – жители несут к мешкам с листвой свой бытовой мусор. Следовательно, несанкционированные свалки растут как грибы после дождя. Если бы оперативно удалось решить проблему вывоза листвы – не появлялись бы и новые беды на старом месте.

Далеко не все выступления на заседании оперативного штаба были пессимистичными. Прозвучали реальные предложения, которые в короткие сроки можно воплотить в жизнь. Например, главы районов предложили информировать орловцев, какой мусор и куда необходимо выбрасывать. Чтобы строительный мусор не кидали к бытовым отходам. А крупногабаритный не засоряли быстрогниющими и воняющими пакетами с остатками еды. Предложили на оперативном штабе и наладить систему ремонта контейнеров. Муниципальным предприятиям нужны заказы. У МУПов есть хорошая материально-техническая база, есть люди. А контейнеры очень часто попадают в металлолом вместо того, чтобы пройти процедуру относительно недорого ремонта и продолжить работу. Необходимо обговорить ремонт контейнеров и с самими перевозчиками. Кто, как не они, знают, где отломилось колесо, а где треснул шов. Небольшая выездная ремонтная бригада могла бы устранять такие поломки на месте, опять же продлевая срок службы контейнеров и решая серьезную проблему их нехватки.

Главы районов попросили «Зеленую рощу» получше продумывать контракты с перевозчиками. Так, например, пока у перевозчика в контракте был лишь Железнодорожный район, нареканий по уборке города было меньше. Но когда перевозчик взял на обслуживание еще и районы в области, ситуация стала стремительно ухудшаться. Частный сектор завален, крупногабаритный мусор не вывозится в сроки. Регоператора попросили оперативно вносить коррективы, если он видит, что перевозчик начинает хуже справляться с выполнением контракта. Пока же главы районов такой реакции не видят.

С больной головы на здоровую

Руководитель регдепартамента Денис Блохин в своем выступлении встал на защиту «Зеленой рощи» и высказал ряд замечаний в адрес городской администрации. В частности, он обратил внимание на необходимость проработки вопроса с дачными массивами и гаражными кооперативами по заключению договоров на вывоз мусора с региональным оператором. Кроме того, он попросил администрацию провести ревизию контейнерных площадок и состояния контейнеров. То есть, по мнению Блохина, не региональный оператор должен заниматься своей непосредственной работой и заключать договоры с кооперативами (дачными и гаражными), а городские власти! Не регоператор должен вести реестр – сколько и где он обслуживает контейнерных площадок и есть ли там вообще контейнеры, а опять же город. Также Блохин напомнил, что город должен первым делом привести в порядок контейнерные площадки, починить их и оформить как положено. Только после этого площадки можно будет передать в хозяйственное ведение «Зеленой роще». В качестве примера, как плохо работает город и как хорошо трудится регоператор, господин Блохин привел ситуацию с покупкой «Зеленой рощей» трех современных контейнерных площадок. По словам Блохина, регоператор смог установить только одну такую современную площадку с крышей (прямо, как в Москве!), а остальные поставить не удается, так как нет оформленных в установленном порядке земельных участков. Только после того, как город оформит все необходимые бумаги, можно будет требовать с регоператора и с перевозчиков следить за порядком на контейнерных площадках.

В своем ответе по поводу уборки несанкционированных свалок (напомним, город не может найти подрядчиков на их вывоз из-за непонятной ситуации с Мценским полигоном) Денис Блохин повернул происходящее следующим образом: «Отмотайте ситуацию на год назад и вспомните – а что, раньше несанкционированных свалок не было? Безусловно, они были. И они находятся на муниципальных землях. Теперь давайте посмотрим на законодательство. Если сейчас «Зеленая роща» вывезет все несанкционированные свалки с территории Орла и предъявит потом плату за уборку, то у администрации совершенно точно не хватит денег! Надо понимать, что эти свалки известны главам районов, и нужно следить, чтобы они хотя бы не увеличивались. Вы помните, мы свалку тушили несколько дней? Она же за гаражами была! Копилась порядка 10 лет! Давайте, как администрация Орловского района, ставить фотоловушки. Мусор же кто-то бросает. Цель – освободить муниципальные земли от мусора и не допустить дальнейшего их образования. А то, что мы сверху насыплем 20 см земли – это красиво, но проблему в итоге не решает, и ничего на этом земельном участке мы сделать не сможем».

Что осталось за кадром

К сожалению, за кадром заседания оперативного штаба осталась масса других нюансов «мусорной реформы», в том числе и выходящих за пределы компетенции властей областной столицы. Вкратце напомним о них. Проблема договоров с юридическими лицами (львиная доля орловских предприятий так и не имеет контрактов с «Зеленой рощей» на вывоз мусора, а отходы производят и куда-то девают). Переполненные контейнеры в «медвежьих углах» – фотографии «с приветом» «Зеленой роще» появляются в соцсетях практически из всех районов Орловщины. Постоянно горящая свалка под Орлом. Построенный, но так и не запущенный в эксплуатацию второй комплекс с полигоном ТКО «ЭкоПолис». Сложная экономическая ситуация на Мценском и Болховском полигонах. Поступившее «сверху» предложение внедрять в регионе раздельный сбор мусора (что при нехватке контейнеров здесь и сейчас приведет к серьезному ухудшению ситуации). Оснащение контейнерами отдаленных деревень. Только этот краткий перечень оставшихся за рамками оперативного штаба проблем говорит о том, что с реализацией мусорной реформы в нашей области дела идут очень сложно. Радует, что хоть одна «болевая точка» была замечена на федеральном уровне – Орел ждет в гости руководителя Росприроднадзора. Светлана Родионова в соцсетях пообещала приехать, чтобы разобраться с бесконечно горящим бывшим полигоном ТБО. Наше издание будет следить за развитием ситуации.

Сергей Миляхин

 

Опубликовано 27 мая 2020 в 13:44. В рубриках: Коммуналка. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0. Отзывы и пинг пока закрыты. Количество просмотров: 281

Комментарии закрыты.

При цитировании материалов
прямая гиперссылка
на orelsreda.ru обязательна
Главный редактор: Татьяна Филёва
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС 57-0992 Р
Реклама на orelsreda.ru и печатной версии "Орловская среда"
Для пресс-служб и размещения рекламы: : orelsreda@list.ru
тел.: (4862) 76-20-60
адрес: г. Орёл, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 25/27, пом.1
Наш индекс: 302028
© 2013-2020 ООО "Агентство "Орловская среда"