«Не выпуская врага из виду…» (Герой Советского Союза Пётр Сомов)

Общество

«Не выпуская врага из виду…» (Герой Советского Союза Пётр Сомов)

Сомов П.АЕсть в Красненском сельском поселении Залегощенского района небольшая и, к сожалению, вымирающая деревня под названием Суры. 28.01.1921 года в ней, в обычной крестьянской семье Сомовых, родился мальчик, который должен был пополнить число тех, кто выращивает хлеб на плодородной орловской земле.

Первые: сбитый самолёт и орден

Но сам мальчик думал иначе. Он мечтал о небе. И потому по окончании десятилетки, немного поработав слесарем, Пётр Сомов в 1940 году поступил в Борисоглебскую военно-авиационную школу пилотов. По окончании её в 1942 году рвался молодой лейтенант на фронт. Но начальство считало иначе и направило его на курсы командиров авиационных звеньев. Научился лётчик пилотировать наши истребители «Ла-5», «Ла-7» и – в придачу – английские «Харрикейны» (это были первые союзнические самолёты, прибывшие на советско-германский фронт. – А.П.).

И только в середине.10.1943 года оказался, наконец, Пётр Сомов на фронте – 1-м Прибалтийском – в качестве командира звена 482-го истребительного авиаполка. Полк был оснащён самолётами «Ла-5», материальную часть которых Сомов знал в совершенстве. И потому с первых боевых вылетов на разведку войск противника и штурмовку с бомбометанием новоиспечённый командир звена показал себя с самой лучшей стороны. К марту 1944 года лейтенант Сомов совершил 31 вылет, сбил вражеский самолёт «Ю-87» и уничтожил свыше 30 солдат и офицеров противника.

За первые успехи в борьбе с противником 14.03.1944 года наш земляк был награждён орденом Красной Звезды.

«Вынудил сбросить бомбы по своим…»

Прошло ещё пять месяцев, и новая награда украсила грудь старшего лейтенанта Сомова – орден Красного Знамени. За это время он показал себя не только мастером разведки и штурмовки, но и асом воздушных схваток. Вот только один эпизод из 30 боевых вылетов командира звена Сомова: «1.08.1944 года, прикрывая переправы наших войск на реке Шушуна, 6 «Ла-5» в районе цели встретили 14 Ю-87 под прикрытием 8 ФВ-190 (то есть 6 против 22-х. – А.П.), идущих бомбить наши войска». Численное превосходство врага не смутило Сомова и его товарищей. Умелым маневром и мощным натиском советские лётчики быстро расстроили боевые порядки вражеских бомбардировщиков и вынудили их сбросить бомбы вне цели и частично по своим войскам. А Сомов – в дополнение к этому успеху – лично сбил в этом бою два гитлеровских самолёта – Ю-87 и ФВ-190. Всего же за пять месяцев – с.03.по август 1944 года на его счету оказалось шесть сбитых самолётов лично и один – в группе.

Пётр Арсентьевич меньше чем за год не только сам превратился в признанного аса, но и показал себя прекрасным командиром, умело контролировавшим ситуацию во всех схватках. Кроме всего прочего, Сомов ещё и был невероятно везучим, что на войне – просто необходимо. Его самолёт ни разу не сбивали, а он сам ни разу не был ранен, умудряясь частенько ещё и спасать других в бою.

Атакуют «Синички»

Первые два месяца 1945 года стали «звёздными» в лётной карьере Петра Сомова. С 12.01.по 20 февраля, в сложнейших зимних условиях он, участвуя в боях на 1-м Украинском фронте, произвёл 30 боевых вылетов и принял участие в 11 воздушных боях, сбив лично десять вражеских самолётов.

А 10.02.1945 года старший лейтенант Сомов отправил на встречу с землёй сразу три немецких самолёта – два лично и один – в группе. Бой проходил на глазах работников нашей станции наведения, с которой восторженно в конце передали: «Молодец, Сомов, приходи сюда почаще!»

Сам Пётр Арсентьевич оставил воспоминания об этом памятном для него бое. Кусочек их я процитирую:

«Взлетели. Делая круг над своим аэродромом, я услышал приказ командира корпуса генерал-майора В. М. Забалуева, находившегося в это время на передовом КП: «Синички! (это был позывной истребителей). Все, кто в воздухе, немедленно в квадрат 21, там «Фоккеры» штурмуют наши войска».

Я немедленно направился в указанный район, по пути связавшись по радио с КП. (…)

Наша атака оказалась для немцев неожиданной, «Фоккеры» пришли в замешательство и раскололись попарно. Однако в первой атаке мне не удалось сбить ни одного FW-190. Используя запас скорости, приобретённый в момент пикирования, я боевым разворотом вышел из первой атаки.

Все кто ждет победы переходим на сайт ПЕРЕЙТИ

Обнаружив, что только пара FW-190 пыталась атаковать нас снизу, я с целью сохранения за собой инициативы в бою повторил атаку, построив маневр своей пары петлёй. Вскоре немцы стали уходить от нас вглубь своей территории. В это время я услышал с земли: «Сомов! Атакуйте заднюю пару!»

Действительно, ниже себя я увидел пару FW-190, пытавшуюся перейти на бреющий полёт. Мы атаковали её сверху под ракурсом 0/4. Я после трех длинных очередей зажёг ведущего. Затем огонь перенёс на ведомого, но из-за большой скорости проскочил мимо. Ведомый, лейтенант Назаренко, двумя длинными очередями сбил его. Окончив воздушный бой, я запросил радиостанцию разрешить продолжать задание. Поздравив меня и моего ведомого с успехом, нам это разрешили. Произведя разведку, мы благополучно возвратились на свой аэродром».

Спасая командира

На бое, случившемся через неделю, стоит остановиться отдельно. 17.02.1945 года на прикрытие переправы наших войск через реку Бобер вылетело звено из четырёх «Ла-5» под командованием командира 482-го истребительного Ковенского авиаполка гвардии майора Гавриила Диденко. В составе этого звена находился и заместитель командира эскадрильи (он же штурман) этого полка старший лейтенант Пётр Сомов. Далее цитирую документ, наградной лист на него, подписанный комполка Диденко 25.02.1945 года:

«…На подходе к переправе звено встретило группу самолётов противника до 16 ФВ-190, пытавшуюся зайти на бомбометание переправы. В завязавшемся воздушном бою товарищ Сомов проявил исключительное мастерство в прикрытии командира полка при атаках самолётов противника, в результате чего комполка гвардии майором Диденко сбито два самолёта противника ФВ-190, а сам товарищ Сомов сбил один самолёт ФВ-190, который атаковывал самолёт командира полка. Остальные самолёты противника, не выполнив своего задания, поспешно ушли на свою территорию».

Однако события дня 17.02.этим не завершились. Спустя короткое время над переправой показалась вторая группа гитлеровских самолётов в количестве 12 ФВ-190. Но и её разогнала «четвёрка» храбрецов, не допустив бомбёжки переправы и сбив ещё два вражеских бомбардировщика.

Ещё через три дня, 20.02.1945 года, будучи на так называемой «свободной охоте» (специальный поиск и уничтожение воздушных целей. – А.П.), Пётр Сомов отправил в ад два ФВ-190 лично и ХЕ-126 – в паре со своим ведомым.

Вот после этого события, когда число сбитых и сожжённых асом вражеских машин дошло до цифры 18, гвардии майор Диденко отправил на Петра Сомова представление на Героя. Кстати, в этот же день на самого Диденко наградной лист на звание Героя подписал командир 322-й истребительной авиационной Минской авиадивизии гвардии подполковник Семёнов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10.04.1945 года звание Героев Советского Союза получили и старший лейтенант Пётр Сомов, и его командир (которого Сомов спасал в бою 17 февраля) Гавриил Диденко.

Представление на Героя шло по вышестоящим инстанциям полтора месяца. И за этот сравнительно короткий промежуток Пётр Сомов успел пополнить свой боевой счёт и получить второй орден Красного Знамени (здесь командование учло и заслуги его эскадрильи, сбившей 47 самолётов противника при своих четырех подбитых. – А.П.).

По подсчетам Ю. Быкова, автора книги «Победы сталинских соколов», выпущенной издательством «Яуза-Эксмо» в 2008 году, на День Победы у Петра Сомова на счету числилось более 130 боевых вылетов и 19 лично сбитых вражеских самолётов (плюс три – в группе. – А.П.). Другие историки авиации пишут о 21 или 22 лично уничтоженных Героем немецких машинах (и три или четыре – в группе. – А.П.).

До генерала – дослужил, а до старости – не дожил

После окончания войны Пётр Сомов продолжал службу в ВВС СССР. В 1951 году он окончил Военно-воздушную академию, а в 1960 году – Военную академию Генштаба. Немногие их наших земляков дослуживались до генеральских чинов, а у него получилось. В течение восьми лет командовал Пётр Арсентьевич Сомов 22-й Воздушной армией в Карелии. Когда в 1973 году в звании генерал-майора авиации он ушёл в запас, то поселился в городе Петрозаводске. Там же и скоропостижно, не дожив до 60 лет, скончался Пётр Сомов за день по очередного Дня Победы в 1979 году. Похоронили Героя на участке почётных захоронений Сулажгорского кладбища.

Имя Петра Сомова, аса-истребителя, носит улица в его родной деревне Суры (Залегощенский район Орловской области).

Александр Полынкин

Все кто ждет победы переходим на сайт ПЕРЕЙТИ
Оцените статью
Орловская среда
Добавить комментарий