Проект повышенной «духовности»: ларьки мирового уровня и Богородица на столбе

Общество

Проект повышенной «духовности»: ларьки мирового уровня и Богородица на столбе

Проект повышенной «духовности»: ларьки мирового уровня и Богородица на столбе

№14 (408) от 6.04.2016 г

На днях в Орле прошло первое заседание областного градостроительного совета. Председательствовал главный архитектор области Ваагн Вермишян. Именно он предложил коллегам по совету обсудить проект благоустройства территории, прилегающей к Александровскому мосту.

«Типичный» орловский стиль

22755Поскольку журналисты «Орловской среды» на заседании совета не присутствовали по той простой причине, что их никто туда не приглашал, то для освещения фактической стороны дела мы воспользуемся информацией, опубликованной в СМИ, допущенных на мероприятие.

Итак, как сообщает портал «Орелград», членам совета Ваагн Вермишян представил «эскиз галереи в стиле классицизма у подножия Александровского моста, торжественно «открывающей» вход на главную улицу города». Галерей, собственно, предполагается две. По замыслу неизвестного архитектора, они должны с двух сторон обрамлять вход на Александровский мост со стороны площади Ермолова и стилевым решением напоминать орловцам о далекой благословенной Италии: белый камень, колонны, арки, античные статуи – словом, как выразился господин Вермишян, архитектура мирового уровня.

Эскиз получил горячее одобрение всем известного краеведа-универсала Виктора Ливцова, которому свойственно одобрять все инициативы, исходящие от представителей власти. Не удивительно, что энциклопедически образованный краевед тут же нашел «железное» обоснование уместности размещения классических галерей-павильонов именно в этом месте. Вот как сообщила об этом электронная газета «Вечерний Орел»:

«Это одно из исторических, центральных мест Орла. Когда-то здесь были главные ворота в средневековую орловскую крепость. Здесь же был главный въезд в город Орел, – сказал краевед, сравнив участок с лобным местом в Москве. – Красивые павильоны очень хорошо это место будут обрамлять… Это классицизм, свойственный Орлу XVIII, XIX, XX веков. Стиль типичен для дворянского Орла и эпохи сталинского восстановления города. То есть тогда применялся как раз классический стиль». Сказанное, как говорится, возражений почти не вызывает: место, действительно, историческое, и ворота, наверное, здесь когда-то были, и здания в классическом стиле в Орле строили, и павильоны, судя по картинкам, правда красивые. Но вот впишутся ли они в существующий архитектурный ансамбль, не испортив его, еще большой вопрос.

Все кто ждет победы переходим на сайт ПЕРЕЙТИ

Хочется чего-нибудь этакого…

Оптимизм Виктора Ливцова разделили далеко не все. По информации «Вечернего Орла», засомневались, например, начальник управления архитектуры и градостроительства администрации Орла Олег Минкин и член Международной ассоциации Союза дизайнеров Елена Шаренкова. Первый, хотя в целом и оценил идею положительно, обратил внимание на неясную перспективу (перспективу в прямом, то есть архитектурном смысле). По мнению господина Минкина, представленный эскиз не дает возможности понять, как будет смотреться створ моста со стороны улицы Ленина, как будет просматриваться галерея вдоль Орлика и т. д. и т. п. Елену Шаренкову обеспокоило предполагаемое соседство «холодных античных скульптур» с бронзовыми скульптурными группами, составляющими ансамбль памятника Лескову. Сомнения отмел главный архитектор Вермишян (хотя, наверное, правильно было бы выразиться, отбрил сомневающихся). В частности, Ваагн Ваникович заявил:

«Эти мультяшные персонажи рядом с Лесковым с точки зрения художественной ценности – спорный вопрос. – Да, я уважаю… Но все-таки хотелось бы что-нибудь такого – на мировом уровне все это смотрелось и оценивалось. Не просто там дети пришли из детского сада и запомнили вот эту блоху и других персонажей. Архитектура должна быть лаконичной и немногословной, когда начинает болтать много, то перестает быть архитектурой или вообще искусством» (цитата с сайта «Вечерний Орел»).

Ей богу, иногда лучше молчать, чем говорить. Чтобы потом не пришлось оправдываться. Вермишяну пришлось – после того как в соцсетях в ответ на неосторожное высказывание главного архитектора разразилась буря негодования по поводу «мультяшных персонажей», за которых, кстати, авторы памятника Лескову получили в свое время Государственную премию СССР. В комментарии популярному сайту «Орлец» Ваагн Вермишян пояснил, что, «приведенная цитата вырвана из контекста. Вермишян с огромным уважением относится к самому Лескову, исторической памяти Орла и памятнику Лескову. Более того, высоко ценит его художественную значимость. В качестве доказательства можно привести страницу Вермишяна в фэйсбуке, где первые фотографии из Орла – как раз памятник Лескову

Слово «мультяшный» было абсолютно лишено какой-либо негативной коннотации. В существующих условиях возможно размещение еще десятков архитектурных форм без перенасыщения площади. Реализация предложенного проекта позволит преобразить территорию в лучшую сторону».

В чем будет заключаться «лучшая сторона», главный архитектор, правда, так и не пояснил. Попробуем разобраться сами.

Галерея превращается в торговый центр?

В принципе в том, что у подножия Александровского моста появятся два белоснежных павильона в классическом стиле, нет ничего плохого. Все лучше, чем ларек с шаурмой и летняя пивнушка у стен исторического здания Госбанка. Смущает другое. Во-первых, не факт, что шаурма и пивнушка исчезнут. Во-вторых, пресловутые античные фигуры, громоздящиеся на архитектурном сооружении, еще не превращают торговый павильон (а как мы понимаем, именно таким будет его основное предназначение: здесь планируют разместить сувенирные лавочки, кафе и тому подобное) в архитектурный объект мирового уровня, каким его пытается представить господин Вермишян. Да и нужен ли в Орле такой «мировой уровень»? Мы – русская провинция, и именно в этом наша самобытность и привлекательность: в этих «мелких водах», в уютном, малоэтажном историческом центре. Наша «фишка», как бы это странно ни звучало, та самая «пошехонская старина», которая так раздражает столичных снобов и которая так мила многим местным жителям. Ну где срединный, тихий русский Орел – и где античность? Тем более, что и «античность»-то вовсе не античность, а новодел под классические формы… Но это, как говорится, еще цветочки, потому что есть и в-третьих. Так вот, в-третьих, по проекту, между псевдоантичными павильонами с ларьками, ресторанами и туалетами (их запланировали аж четыре) предполагается разместить колонну (или столб – кому как нравится) со статуей… Богородицы. Разумеется, установить ее собираются опять же исключительно из лучших побуждений. Побуждения эти сформулировал все тот же неутомимый мастер «одобрямса», знаток истории и архитектуры Виктор Ливцов. «Стела очень важна, – цитирует слова краеведа «Вечерний Орел». – Это украсит наш город. Нам не хватает духовности и красоты, а в представленном проекте все это есть». Красоту, конечно, каждый понимает по-своему –– тут с краеведом не поспоришь. А вот что касается духовности… Если Богородица на столбе в окружении торговых павильонов, где на открытых верандах народ наслаждается гастрономическими прелестями, предварительно совершив шопинг по здешним лавчонкам, это духовно, то тогда, конечно, духовности у орловчан прибавится! А также повысится образовательный и культурный уровень: посмотрел налево-направо – тут тебе история Древнего мира в виде языческих античных статуй, повернул голову – вот и католическая Европа с фигурой Богоматери. Православные, конечно, может, и не поймут всей важности и нужности ансамбля, может, даже кто-то возмутится, ну так ведь не все в старинном русском городе Орле православные: много и других, кому духовности не хватает. Только, может, вовсе не в духовности дело? И даже не в красоте? А в банальной выгоде? Ведь как сообщил Ваагн Вермишян, галерея «мирового уровня» будет строиться на деньги неизвестного спонсора. Как поговаривают, спонсор этот – гражданин Италии. Конечно, мы не отрицаем, что неизвестный итальянский гражданин может так самозабвенно любить провинциальный русский Орел, что готов «облагородить» малую его часть за свой счет. Но поскольку часть эта находится в самом что ни на есть историческом центре, то начинают терзать сомнения: так ли уж самозабвенна эта любовь по-итальянски? Или, может быть, прав один из читателей сайта «Орелград», так прокомментировавший представленный проект: «К сожалению, это не шутка. На самом деле объект представляет из себя достаточно крупный торговый центр, который займёт половину сквера Маяковского и приличный кусок территории отдыха с противоположной стороны от моста. Галереей его назвали лишь потому, что в зоне парков и скверов крупные торговые центры строить нельзя, а выставочные залы можно»? Интересно, что скажет на это краевед Ливцов? Вот только про духовность больше не надо.

Татьяна Филева

Все кто ждет победы переходим на сайт ПЕРЕЙТИ
Оцените статью
Орловская среда
Добавить комментарий